Дать второй шанс букашке

Если вы бываете в Instagram и подписаны на всякие аккаунты про автомобили, то наверняка следили за путешествием Дмитрия Новицкого из Испании в Беларусь: путь длиной 4 тыс. км он проделал на крошечном VW Up. С женой, двумя детьми и кучей вещей на борту. Тем самым доказал, что отправляться в дальний путь (по его словам, даже без ущерба комфорту) можно и на малютке А-класса, для этого вовсе не обязательно нужен минивэн или большой кроссовер.

Об этой поездке и вообще об автомобильных путешествиях мы с Димой пообщались по его возвращении в Минск – и сняли отдельное видео. Ну а этот материал – про Volkswagen Up, про то, что он собой представляет как автомобиль. Не только для дальних путешествий, а просто на каждый день.

Узнав, что Дима возвращает на родину Up, я попросил его дать мне машинку на пару дней. Это личное, никакого (Авто)бизнеса!

Ведь еще не так давно я всерьез рассматривал Up или же его «клоны» Seat Mii и Skoda Citigo в качестве замены своей недавно проданной «Панде». Формат тот же, только сама модель куда современнее. А если найти мощную версию с турбомотором 1.0 TSI, то можно обновиться лет на 10 без потерь по драйву. Отличный план!

Но он разрушился, когда я проехал на одном из предложенных на продажу вариантов. Проблема даже не в том, что мне не понравились продавцы (неохотно отвечающие на элементарные вопросы и скрывающие очевидные вещи), – мне не понравился сам Up! Даже не тот конкретный экземпляр, а именно модель. Бог с ним, с простеньким пластиком и ничем не прикрытым металлом в салоне – это в определенной степени даже мило. Но почему он так жестко едет? Где «явно выраженный ноль» у руля? И почему так противно работает 3-цилиндровый мотор?

Я даже сам удивился, насколько Up дешевый в ощущениях после «Панды», а главное – насколько для меня это оказалось критичным. Я вообще-то люблю маленькие дешевые машинки, но всему есть предел.

Может, на мое восприятие повлиял тот самый негативный фон общения с продавцами машины? Или именно тот экземпляр «не зашел», даже несмотря на довольно мощный для модели турбомотор? Возможно, надо было чуть дольше поездить, чтобы раскусить истинный характер этого ситикара? В общем, я решил дать «Апу» еще один шанс. А вдруг на этот раз «зайдет» лучше?

Что с надежностью?

Seat Mii, Skoda Citigo и Volkswagen Up выпускаются в Словакии и продаются с 2012 года, а модернизации существенно не изменяли ни их облик, ни техническую начинку. Разве что e-Up лишь к 2019-му получил более емкую батарею – как раз с появлением аналогичных модификаций у Mii и Citigo. У ДВС-версий под капотом 1,0-литровый 3-цилиндровый двигатель – или атмосферный MPI мощностью 60/75 л.с., или (именно на Up) 1.0 TSI на 90/115 л.с., причем наиболее мощный вариант применяется на GTI. Есть и метановая версия мощностью 68 л.с.

Судя по отзывам владельцев, по части надежности все неплохо и недорого, но вполне возможен повышенный расход масла, не очень долговечна выпускная система, а в целом двигатель (даже 1.0 MPI) чувствителен к качеству и октановому числу топлива и требует своевременного обслуживания. И здесь также стоит сделать выбор в пользу механической коробки передач, так как роботизированная даже на свежих экземплярах не радует скоростью и плавностью работы, а с возрастом может требовать внимания из-за привода сцепления.

Эй, мелкий!

Up имеет чуть больше 3,5 метра в длину, хотя колесная база у него – 2,42 метра, что немало для таких внешних габаритов. Под капотом 3-цилиндровый мотор, в салоне – простенькая отделка и мало чем прикрытый металл. Но ведь многие «малыши» А-класса такие!

Правда, у многих из них есть одно преимущество – они прикольные. Не все, но большинство европейских моделей точно. Дешевые, лаконичные, со своим обаянием. Подобные машинки обычно весьма эмоциональны что снаружи, что внутри.

Увы, Up не обладает бессмертным умилительным дизайном «первого» Twingo, хотя у его «коробчатого» кузова есть практический смысл: дверные проемы большие, а внутри – максимально возможный объем.

Как раз обилие внутреннего пространства и традиционно хорошая эргономика компенсируют (отчасти) несуразно серьезный для подобного автомобильчика интерьер. Создатели Up сделали все возможное, чтобы улыбки не возникало, а одного восклицательного знака в названии, ей-богу, мало. С другой стороны, ничего и не раздражает. Но где же хоть какие-то эмоции?

Ладно, порадуюсь тому, что здесь далеко не самая бедная версия – с кондиционером, круиз-контролем, глянцевой панелью и небольшим отдельным экранчиком Garmin над ней. На него выводятся данные бортового компьютера или же навигационной системы, что тоже неплохо, ведь большинство «Апов» довольствуется лишь специальным кронштейном под планшет.

Отрегулировать по высоте можно и кресло, и руль, а то, что положение колонки в продольном направлении не меняется, не беда, ведь посадка все равно получается правильной, поскольку хорошо выверен водительский треугольник (взаимное расположение педального узла, руля и кресла). И еще раз повторюсь, что для водителя и переднего пассажира места предостаточно.

А вот сколько его останется для задних пассажиров, как раз зависит от того, насколько вольготно расположатся обитатели первого ряда. Я за рулем сижу плотно, поэтому и на заднем диване сам за собой усаживаюсь даже с небольшим избытком пространства в области ног. Если же рослый водитель и такой же рослый пассажир отодвинут кресла назад, да еще и спинки откинут на больший угол, то…

Но давайте-ка я вспомню, сколько раз возил пассажиров на задних местах. Раз пять, может, шесть – и это за два с половиной года. Лично мне по большому счету все равно, сколько места остается сзади. Но пять дверей однозначно лучше трех – проще открывать в стесненных условиях (а узкий автомобильчик позволяет парковаться в тех местах, где полноразмерные машины просто не поместятся), да и сумки-пакеты я как-то привык кидать на задний диван или позади своего кресла.

Багажник на 250 литров – это вполне себе нормальный объем (например, у хэтчбека Polo лишь на 30 литров больше), особенно если учесть, что задние места в 99% случаев свободны. Сложив их, получаешь почти кубометр полезного объема – мне точно бы хватило! А у этого экземпляра еще и бокс на крыше – считай, еще один багажник без потерь для задних пассажиров. Так что все неплохо, но…

Как едет

Завожу мотор – и вот он, привычный «тремор» по определению плохо сбалансированного 3-цилиндрового моторчика. Причем этот еще и самый хилый, всего на 60 «лошадок». Уже морально готов к тому, что Up не будет ехать даже в городе, но нет, на удивление бодро тянет, особенно если нажать на «газ» чуть сильнее и повременить с переходом на следующую передачу. В городском потоке Up точно не теряется, позволяет ехать быстрее оного – зачет! И троение под нагрузкой уже не чувствуется, что тоже радует.

И сразу озадачивший чрезмерной легкостью руль в поворотах все же слегка наливается усилием – через полчаса поездки к этой странной настройке привыкаешь и… Нет, все равно хотелось бы чуть больше реактивного действия и более четко выраженного нулевого положения. Хотя и в этом есть своя изюминка. Управлять машиной можно чуть ли не мизинцем, а с учетом ее маневренности и малой массы, чувства габаритов и неплохой обзорности волей-неволей ловишь себя на мысли о том, что вот оно, то самое главное драйверское качество маленьких машин – предельная легкость во всем. Для города – самое то!

На трассе, кстати, тоже все неплохо. Да, с ростом скорости динамика становится все скромнее, но, раскочегарив Up и поставив его на «круиз», дальше можно спокойно катить, наслаждаясь пейзажами и расходом топлива в районе 5 л / 100 км. Хотя, честно говоря, хотелось бы видеть меньшие цифры, ведь по паспорту те самые 5 литров автомобильчик должен потреблять в городе, а на трассе обещано 3,6 л.

Ладно, в городе я проверял динамические качества, поэтому там 7 литров – это нормально. Но сейчас встал на курс и держу 90-95 км/ч, однако ниже 4,7 литра показания не опускаются. Неужели багажник на крыше так влияет на расход?

В общем, Up экономичен, но не до умопомрачения. И, увы, он далеко не безупречен по части ездового комфорта. Шумоизоляция откровенно слабая, что особенно ощущается в городской суете. А плавность хода? На ровных дорогах Up радует острыми реакциями, но на ямах, стыках, «лежачих полицейских» проявляются минусы зажатой жесткой подвески, к тому же нет ощущения, что она обладает достаточной энергоемкостью.

И да, мне не показалось: несмотря на гораздо более поздний год разработки, Up по части комфорта и ходовых качеств здорово уступает «Панде», которая куда более старая и одна из самых дешевых моделей на рынке. А Дима, в свою очередь, говорил, что еще более древний Peugeot 106 тоже ощущается более «взрослым» автомобилем. Так что…

Мой вердикт

Да, за этой моделью стоит немецкая инженерная школа. Коробка работает отлично, даже дохлого моторчика с лихвой хватает для большинства ездовых режимов, а еще тут есть эргономика и современное оснащение. Чего же не хватает?

Тут одно из двух. Или еще большей детской непосредственности, когда за легкость и просто прикольность готов простить многое, или, раз уж Up весь из себя такой серьезный, наоборот, большей взрослости, то есть более крепкого по ощущениям шасси, лучшей шумоизоляции и т.д. Это же касается и соотношения потребительских качеств и цены: Up должен или стоить заметно дешевле, или давать гораздо больше.

Ведь посмотрите на цены: за ранние 10-летние Up, Mii, Citigo запросто просят порядка $6.000, а пятилетние машины вдвое дороже. Вы скажете, что такой у нас сейчас рынок. Но более крупные, динамичные и комфортные модели В-класса оказываются не намного дороже. Впрочем, именно этот Up 2016 года с настоящим пробегом 125 тыс. км, не измученный работой в доставке или аренде, продался очень быстро, всего за три дня. И по той цене, какую озвучил владелец. Значит, был «в рынке».

Его купил не я. Оказалось, что для меня Up как тот бракованный воздушный шарик – не спускает, красивый, яркий, но не радует. Что же, поиски следующего автомобиля продолжаются. Но все же я понимаю тех, кто берет эту модель и аналоги. В своем роде честный вариант. Пусть даже он недостаточно хорош, чтобы быть таким серьезным.

Детали

60-сильный двигатель на удивление тяговит

60-сильный двигатель на удивление тяговит, но если хорошо нажимать, то и расход вполне взрослый. Троение на холостых оборотах раздражает лишь первое время, затем перестаешь обращать на это внимание

орошая динамика в городе – заслуга удачно подобранных передаточных чисел в коробке

Хорошая динамика в городе – заслуга удачно подобранных передаточных чисел в коробке. Отдельно стоит отметить, как легко и четко она переключается даже на подержанном автомобиле

коробка не самая «короткая», что обеспечивает неплохую экономичность

К слову, коробка не самая «короткая», что обеспечивает неплохую экономичность в трассовых режимах

Бокс на крыше маленькие хэтчбеки возят вовсе не случайно – фактически это еще один багажник

Бокс на крыше маленькие хэтчбеки возят вовсе не случайно – фактически это еще один багажник. Но за него придется платить повышенным расходом топлива

На ровной гравийке Up держится молодцом

На ровной гравийке Up держится молодцом, но перед крупными неровностями пасует. Это скорее городской, а не дачный автомобиль

Заправился на 70 рублей – получи практически полный бак и езди целую неделю

И все же экономичен! Заправился на 70 рублей – получи практически полный бак и езди целую неделю

Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!