Чем теплее становится, тем больше хочется перейти с зимних шин на летние – на них же будет лучше? А точно лучше или нам только так кажется? Мы даже не будем дожидаться жары и горячего асфальта – сведем разные комплекты на весеннем покрытии, не всегда сухом и чистом.

Испытания максимально приближены к реальным условиям: комплекты шин далеко не свежие, автомобиль старый, приборы не тарированы, асфальт не чищен. Так что говорить о высокой точности результатов не приходится, но нам важно в принципе понять, насколько велика эта разница как в цифрах, так и в ощущениях.

Зато все жизненно: вы ведь тоже обычно переходите с одних изношенных шин на другие, и даже размерность у летних и зимних колес может быть разной. И ездим мы не по эталонному покрытию.

Какие шины сравниваем?

Зимние шины – "липучки" марки Hankook Winter I*сept iZ2 размерности 185/60 R14, выпущенные в 2020 году, глубина протектора порядка 6-7 мм. Летние – Hankook Optimo K406 размерности 185/55 R15 2017 года производства, глубина протектора около 3-4 мм.

Ширина одинакова, а посадочный диаметр летних шин на дюйм больше, что компенсируется более низким профилем – по итогу разница во внешнем диаметре 6,9 мм в пользу летних шин. Много ли это? При скорости 100 км/ч они будут занижать показания спидометра на километр с небольшим.

Само собой, перед началом испытаний убедились, что давление в передних колесах составляет 2,0 bar, в задних – 2,1 bar, как это рекомендовано для используемого нами автомобиля.

На каком автомобиле это делаем

Каждое упражнение на любом из комплектов шин выполнялось до момента получения стабильных, повторяемых из раза в раз результатов. Этому помогала и техника, ведь Panda 1.4 16 v оснащена системами ABS и ESP, что позволяет снизить влияние человеческого фактора и получить одинаковое поведение автомобиля при торможении и маневрировании с минимальным разбросом цифр.

Внешние факторы

В процессе испытаний температура окружающего воздуха, по данным из открытых источников, составляла от +11°С до +13°С.

Местом проведения испытаний стала мотобольная площадка стадиона спорткомплекса РСТЦ ДОСААФ в Прилесье. Покрытие – асфальт, который, впрочем, после недавно сошедшего снега нельзя было назвать идеально чистым: где-то влажный, где-то с песочком. Но он обычно такой по весне и на наших дорогах. Для большей точности и повторяемости результата перед началом зачетных попыток делали некоторое количество "пристрелочных" – заодно и покрытие немного чистили по траектории.

В любом случае оба комплекта – в равных условиях: разница между заездами составила не более полутора часов (сначала откатали все упражнения на "зиме", потом повторили все на "лете"), качество покрытия и температура воздуха/асфальта кардинально не менялись, чтобы серьезно влиять на результат.

Торможение с 60 км/ч

Разгоняемся до 60 км/ч (по спидометру), в контрольном створе начинаем экстренное торможение (жесткий удар по педали тормоза до упора – и держим ее до полной остановки). Здесь нет потери времени на реакцию водителя, поэтому речь идет именно о тормозном, а не остановочном пути, и в случае с зимними шинами он составляет порядка 14,25-14,30 м. Но на "лете" автомобиль останавливается на 1,35 м раньше!

Да, точность результатов условная, ведь мы не использовали высокоточную аппаратуру для определения начальной скорости, полученное расстояние измеряли обычной рулеткой, да и разброс результатов какой-никакой был, особенно на летних шинах. Но именно на них автомобиль неизменно останавливался раньше, чем не зимнем комплекте до этого. Может быть, сыграло то обстоятельство, что с каждой попыткой асфальт становился чище? Чтобы избежать этого фактора, при каждой попытке водитель чуть смещался в сторону от следов торможения.

Так что факт: даже не в самую жаркую погоду на зимних шинах автомобиль будет останавливаться дальше, чем на летних. И разницу тормозного пути в 10% можно считать существенной. Что же, все логично: из-за более развитого рисунка протектора площадь пятна контакта зимней шины с дорогой меньше, чем летней, к тому же мягкий состав резиновой смеси вкупе с мелко нарезанными ламелями приводит с подламыванию шашек протектора и более раннему срыву в скольжение. В ответ на это ABS будет приотпускать хватку тормоза на колесе, чтобы не избежать его блокировки. Вот тормозной путь и увеличивается.

Движение по кругу

С работой шин в продольном направлении все понятно, а как насчет поперечного? В теории на асфальте зимние шины (тем более "липучка") тоже должны уступать летним по только что описанным причинам. Но давайте проверим это на практике.

Для этого устроим постоянное движение в повороте, проезжая по кругу диаметром 30 метров. Стараемся держаться ближе к ограничительным конусам, постепенно увеличивая скорость до тех пор, пока автомобиль не начнет распускать траекторию или же система стабилизации не начнет бороться с начинающимся скольжением.

На зимних шинах удается разогнаться примерно до 40 км/ч – и все! Сначала начинают попискивать шины, затем и передняя ось начинает слегка смещаться наружу – и практически сразу же чуткая система стабилизации норовит вернуть ее назад, но скорость при этом падает. Круг проезжается примерно за 10 секунд.

На летних шинах все… точно так же! Предел – те же 40 км/ч, а если и больше, то на считаные километры. И время прохождения круга – 10 секунд, точно не меньше. Это даже удивительно, ведь на "лете" автомобиль кажется куда более живым и собранным в повороте, он намного острее реагирует на руль и, кажется, намного меньше скользит на песочке.

Внезапно – поворот!

А если проверить, как шины работают в "динамике"? Ведь движение по кругу – это своего рода устоявшийся режим. Попробуем иначе: едем по прямой, затем резко поворачиваем, задача – вписаться в узкий коридор.

На обоих комплектах шин делаем немало попыток, попутно приходим к тому, что наиболее предпочтительный именно с точки зрения повторяемости результата вариант действий, на который человеческий фактор оказывает меньше влияния, – это просто быстро повернуть почти до упора руль в сторону поворота, и пусть система стабилизации сама решает проблему.

Так вот, здесь нас ждет очередной сюрприз. Если на зимних шинах пройти поворот удается на скорости 40-43 км/ч, то на летних удавалось и на 45 км/ч. Впрочем, речь именно о первоначальной скорости подхода к повороту, а затем в процессе работы ESP она, разумеется, падала.

Почему мы снова получили столь явное преимуществе летних шин перед зимними, хотя при движении по кругу между ними был паритет? Возможно, все дело именно в резком изменении направления движения, когда протектору не хватает жесткости, что и вызывает ранний срыв. Этим как раз грешат шины скандинавского типа, тогда как "еврозима" и шипованные шины будут жестче и потому обычно и в шинных тестах на асфальтовых покрытиях выглядят лучше "липучек".

Наш вердикт

Результаты встречи – 2:0 в пользу летних шин. Даже несмотря на то, что они по возрасту старше, а также сильнее изношены, чем зимние, они продемонстрировали явное преимущество как при торможении, так и при прохождении поворота. Разница ощутима даже на "городских" скоростях, а на трассовых она будет еще более существенной.

И это значит, что… Нет, мы не агитируем за то, что пора переходить на “лето”, ведь в эти дни как раз пришло очередное похолодание, зима снова готова напомнить о себе снегом и, возможно, даже льдом. Так что лучше пока остаться на прежнем комплекте. Но помнить, что на асфальте, даже не очень теплом, зимние шины могут быть не так хороши, как летние, а значит, разумные меры предосторожности при выборе скорости и маневрировании не помешают. Пусть даже и кажется, что "зацеп" теперь надежный.

Тепло вернется! Шины по сезону в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!