"Опытные водители вышли из машины с дрожащими руками"

Андрей проработал инструктором в автошколе больше девяти лет, и мысль о подобных курсах психологической помощи возникла у него, когда он ехал с группой в ГАИ на экзамен по переподготовке на категорию С:

"На эту категорию учатся, как правило, люди с опытом и уже имеющие определенный стаж вождения. На занятиях мы отработали все элементы, у всех все получалось, и я был уверен, что экзамен пройдет хорошо. Но фактически все оказалось не так гладко, – вспоминает Андрей. – Опытные водители совершали примитивные ошибки и выходили из машины с дрожащими руками. И тогда я подумал, что не важно, какой у человека стаж вождения и уровень подготовки, если есть страх. И было бы неплохо сделать курс для подготовки к экзамену в ГАИ. В нем стоит рассказать о том, как в стрессовой ситуации понизить уровень волнения, чтобы оно полностью не захлестывало человека".

Людмила работала психологом и семейным консультантом, и вместе с Андреем она записала онлайн-курс. Однако затем стали появляться запросы и от девушек, которые получили права, но боятся ездить. Тогда решено было сделать отдельный курс и для них. В процессе стало понятно, что одной теорией не обойдешься, нужна практика. В результате с марта этого года появился офлайн-курс обучения, состоящий из трех трехчасовых теоретических занятий с психологом и десяти практических по полтора часа каждое.

"Групповые занятия по психологическим техникам веду я, Андрей ездит с учениками по площадке и в город, – рассказывает Людмила. – Со временем мы поняли, что одного автоинструктора нам не хватает, и взяли на работу еще двоих. Заниматься человек может как на нашей машине – у нас есть две "учебки" с дополнительными педалями и механической коробкой передач, одна машина без них на "автомате", – так и на своей. Если человек хочет заниматься на своей машине, но не может на ней до нас доехать, мы можем забрать его от самого дома". 

Сперва ученики обязательно проходят первый тренинг, на котором Людмила разбирает с ними причины, по которым они боятся водить, и отрабатывает методики, помогающие им расслабиться и справиться со страхом. Затем начинается вождение. Первые занятия проходят на площадке – ученики привыкают к машине, отрабатывают технику руления, Андрей объясняет им принцип ее работы, что происходит при нажатии той или иной педали.

"Самая большая ошибка в автошколах – курсанту не дают возможности привыкнуть к машине, сразу везут в город. Часто инструкторы не объясняют, что происходит, когда водитель делает то или иное действие, как настроить сиденье, как правильно держать руль, смотреть по зеркалам, а просто говорят нажать на ту или иную педаль. Человек и так нервничает, а из-за отсутствия навыков и лишних или неправильных действий ему становится еще страшнее.

Мы же идем в обучении постепенно – человек сначала отрабатывает элементы на площадке. Когда у него начинает получаться один, отрабатываем другой – и только потом едем в город. Постепенно оставляем человека в машине одного – сначала я сижу рядом и в случае чего могу нажать на дополнительные педали, потом могу пересесть назад, выйти из машины на площадке или ехать за ним на другой машине в городе. Так человек постепенно привыкает принимать решения самостоятельно, в отличие от автошкол, где постоянно за все ответственность несет инструктор, а потом возникает стрессовый фактор – экзамен в ГАИ, а после получения удостоверения вообще вся ответственность резко перекладывается на человека". 

"Девушке казалось, что если она заглохнет, то весь Минск станет"

Конечно, можно после автошколы попросить мужа, друга или подругу поездить с человеком, чтобы набраться уверенности, но иногда близкие своими высказываниями вместо поддержки только усиливают неуверенность начинающего водителя.

"Представьте, вы только окончили автошколу, где инструктор мог позволить себе какое-то неосторожное высказывание или даже оскорбление, – говорит Людмила. – Вы понимаете, что водитель вы пока не очень и поначалу ездите, например, с мужем. Но, все равно, в пути вы сильно волнуетесь, можете допускать ошибки, и его критические замечания только утверждают вашу веру в то, что ездить самостоятельно, вам, наверное, не дано. В нашу школу приходят женщины, которым муж вовсе не доверяет автомобиль, обосновывая это тем, что боится, что она его разобьет.

Бывают и обратные ситуации, когда в человека чрезмерно верят, и слова поддержки от близких ложатся на него грузом ответственности. У человека создается впечатление, что, если он ошибется, он подведет других, и любая мелкая неудача вызывает у него сильный стресс. Мы объясняем, что ошибаться, делая что-то новое – совершенно нормально. Просто некоторые взрослые уверены, что должны все делать хорошо с первого раза".

Андрей считает, что после автошкол нередко приходят ученики, которые не знают, как делать элементарные вещи. Но немало и таких, кто водит неплохо, но избегает вождения из-за разных страхов: 

"Самыми распространенными опасениями, с которыми люди обращаются к нам – страх попасть в ДТП, страх навредить себе, окружающим, своим родственникам или детям. Такие страхи могут появиться даже у тех, кто ни разу не бывал в ДТП и не видел их. Например, у нас была девушка, которая очень боялась стать инвалидом. Оказалось, 15 лет назад умер ее отец, и эта ситуация позже перенеслась и спровоцировала страх вождения. Когда мы осознали и проработали проблему, он ушел.

Еще одна распространенная причина – человек сам по себе перфекционист и хочет делать все правильно с первого раза или боится, что будет водить плохо и столкнется с негативной реакцией других водителей. У нас на занятии была девушка, которая боится ошибок – как она сказала, ей кажется, что, если она где-то заглохнет или "затупит", весь Минск станет. На другую в детстве сильно кричал отец – и она очень боялась, что на нее начнут кричать другие водители.

Люди говорят, что такая ситуация складывается только с вождением, но в процессе работы выясняется, что это проявляется во всех сферах жизни – и на работе, и в отношениях с мужем, родственниками. То есть вождение вскрывает у человека какие-то личные проблемы, и после их отработки на занятиях или самостоятельно у людей повышается уверенность в себе, разрешаются личные страхи, даже улучшаются отношения в семье. В общем, чаще всего, если покопать глубже, может выясниться, что страх вождения – это совсем не про вождение", – говорят преподаватели.

 

В основном на групповые занятия приходят девушки, но есть и мужчины, которые выбирают личные консультации.

"Женщины больше подвержены тревоге, нежели мужчины. Но это не значит, что у мужчин не бывает проблем. Психологические травмы могут быть и у них, просто у нас нет культуры обращения к специалистам мужчинами. В этой ситуации людям часто советуют больше практиковаться, но, как показывает наш опыт, иногда без психолога не обойтись – человек может годами владеть машиной, но каждый раз испытывать дрожь, садясь за руль, и поэтому избегать вождения. Некоторые девушки до того как попасть к нам, дважды оканчивали автошколу, посещали психологов несколько лет, но в результате ни больше знаний, ни практических навыков не получали", – считают супруги.

"Можно попытаться рационализировать страх"

Во время психологических тренингов девушки не только общаются, но и учатся отстаивать свои границы – выполняют разные упражнения. Для перфекционистов, например, есть упражнение, которое они должны сделать неидеально. Людмила показывает им методы, которые помогают успокоиться. Одним из методов работы является ДПДГ или десенсибилизация и переработка движением глаз. По словам тренера, действия человека очень просты, но метод эффективный и используется многими психотерапевтами и даже сотрудниками МЧС при работе с чрезвычайными ситуациями. Он позволяет попеременно стимулировать оба полушария мозга, за счет чего идет переработка нейронных связей. В результате человек успокаивается, и то, что казалось ему пугающим несколько минут назад, уже таковым не кажется.

"Может получиться, что человек когда-то испытал страх, и, когда он попадает в похожую по ощущениям ситуацию, он снова может испытать те же чувства. Можно попытаться рационализировать страх – сказать себе, что ситуация того не стоит, я веду себя глупо, но избавиться от чувства или телесных проявлений все равно не всегда получается. Метод позволяет мозгу расслабиться, и ситуация уже не будет выглядеть такой пугающей". 

По словам Андрея, за рулем важен баланс – опасна и чрезмерная нервозность, и самоуверенность.

"Когда человек волнуется, он не может четко сфокусировать свое внимание на дороге. Он либо смотрит только вперед, не контролируя по сторонам обстановку вокруг и не замечая знаки, либо пытается быть сразу и везде – смотрит на знаки, и на педали, и в зеркала, суетится, в то же время не замечая ничего. В результате такой водитель имеет больше шансов попасть в неприятную ситуацию, от которой его волнение только усилится. Конечно, чрезмерная самоуверенность, когда человек настолько расслаблен за рулем, что решает какие-то дела, не глядя на дорогу, тоже может спровоцировать аварию", – считает инструктор.  

Запчасти к легковым машинам в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!