"Заказчики нередко спрашивают: "А что, так можно было?"

– С чего начинал свой путь в аэрографии?

 – Я всю свою сознательную жизнь что-то рисовал, по молодости занимался авиамоделизмом. Еще в 1990-х ребята хотели как-то украсить свои мотоциклы. Искусство аэрографии – это возможность выделиться и сделать что-то свое, индивидуальное.

– Ты окончил Академию искусств. Знания оттуда тебе пригодились?

– Да, конечно! Полученные знания мне помогают в моей работе не только делать аэрографию, но и создавать целый дизайн-проект, в котором учтены все особенности объекта, чтобы был свой оригинальный сюжет, а рисунок подчеркивал формы, по принципу "чтобы костюмчик сидел". Мне всегда важно поговорить с заказчиком. Часто он что-то хочет, но не всегда сам знает, как выразить свою идею.

Бывает так, что заказчик приходит с одной идеей, а после разговора соглашается вообще на другую?

– Да, такое часто бывает. Ситуации из разряда "а что, так можно было?". За счет своего опыта и постоянного интереса в этой области я накапливаю знания и креатив в дизайне. 

Как раз сейчас завершил проект для заказчика Володи Гоманчука из Гродно. Меня вдохновила его идея сделать кастомный мотоцикл BMW с рисунком, который показывает историю создания этой легендарной фирмы. Когда я отправил ему фотографии готовой работы, у него был просто фейерверк эмоций, что такое можно нарисовать вручную. Ради такой реакции и работаешь, творишь, двигаешься дальше, это как подпитка для вдохновения.

"Не все верят, что это именно рисунок, а не наклейка"

– Помнишь свой первый проект?

– Придется вернуться к концу 1990-х – началу 2000 годов, когда мы делали крутые мотоциклы из старых "Днепров", "Уралов" и К-750. Кто-то привозил западные журналы с классными фотографиями крутых расписных байков, и мы тогда еще даже не подозревали, что такое аэрография и как вообще это происходит. Пытались рисовать гуашью, гелевыми ручками, покрывать лаком – получали несовместимость материалов, все сморщивалось... Но было море желания!

– Ты начинал с мотоциклов, потом перешел на машины и даже автобусы. Расскажешь, как возник проект с футбольным клубом БАТЭ?

– С этим автобусом была непростая история. На меня вышла девушка из отдела маркетинга, потом было много посредников... Так дело дошло до гендиректора Анатолия Капского. Идея рисунка была такова: показать футбол, эмоции и историю клуба. Там нарисованы их чемпионский кубок и игра с "Реалом". Именно нарисованы! Хотя первоначально многие думают, что это наклейка. Обычно я стараюсь эффектами показать, что это рисунок, – какие-то блестки, брызги красок "кенди" и прочее эффекты, которые нельзя выразить с помощью печати. Это и есть хенд-мейд.

– Что сложнее расписывать – такой автобус или мотоцикл?

– Среди обывателей есть обманчивое мнение, что чем картина больше, тем сложнее ее выполнить. На самом деле наоборот. Чем меньше рисунок, чем он детализированнее, тем сложнее. Мотоцикл имеет свой дизайн и объемные формы. Над ним работали инженеры и целые дизайнерские отделы, они тоже думали, какой у него будет образ, и мне это необходимо подчеркнуть композиционно, чтобы не испортить внешность мотоцикла и его характер. Форма диктует сюжет – это доминирующей и важный аспект. Иногда вижу аэрографию на мотоциклах, где налепили изображений как наклеек. Что рассматривать: их или мотоцикл? Мне на это больно смотреть.

– Голые девушки, нарисованные на мотоцикле, – это круто или пошло?

– Это замечательно, если сделано эстетично и качественно. Почему это пошло? Это красиво! Во все века восхищались женской красотой. Боевые пилоты изображали своих возлюбленных и писали их имена на своих самолетах во время Второй мировой войны. Я также являюсь чемпионом России и Беларуси по боди-арту, очень много расписал девушек для календарей, выставок и многочисленных фестивалей. Если на обнаженное тело нанесен качественный рисунок с креативным сюжетом – это красиво, а не пошло. В краске девушка зачастую выглядит более одетой, чем в купальнике.

– Расскажи про заказ, который оставил самые сильные эмоции.

– Несколько лет назад ко мне обратился заказчик Владимир Гущин, который купил новый Harley-Davidson Road King. При этом человек "болен" небом и самолетами. Мы пообщались и решили, что актуально будет сделать легенду в легенде: "харлей" и самолет – "воздушная крепость" Boeing B-17.

При разработке дизайн-проекта кропотливо собирал исторические факты о самолетах B-17 и их пилотах. В итоге мотоцикл получился очень эффектным, с гиперреалистичной детализацией рисунка! Он весь в очень мелких клепках и нарисованных отверстиях от пуль, с эффектом отшелушивания краски. На баке изображены девушки на бомбе в стиле Pin-up, а на кофрах – легендарные бомбардировщики с боевыми заслугами.

Володя до сих пор в восторге от своего мотоцикла! Он докупил различные детали, и мы их тоже оформили в общую концепцию. Например, на центральном кофре разместили карту освобождения Беларуси.

Все, кто видит эту работу, сразу понимают, что все нарисовано! Володя говорит, что этот мотоцикл надо в музее выставлять, а не ездить на нем. С ним у нас сформировались дружеские отношения, как и со многими моими заказчиками. Для него я еще сделал аэрографию на мотоциклетном шлеме под кожаный авиационный шлемофон летчика с потертостями в шелковистом лаке, а очки нарисованы с трещинами под  глянцевый лак – создается ощущение, будто они стеклянные. Шлем получился под стать мотоциклу.

– Сколько в среднем занимает изготовление подобного проекта?

– Очень сложно сказать. Иногда это неделя-месяц, а в некоторых случаях доходит до полугода и больше с учетом разработки дизайн-проекта и текущих заказов. Изучение информации, поиски изображений-референсов и т.п. Конечно, конкретные сроки обсуждаются, но они могут изменяться, поскольку в период исполнения возникают нюансы. Это все-таки ручная работа и творческий процесс. Каждый заказ индивидуален и не похож на предыдущий. Об этом я всегда предупреждаю.

– А что по стоимости?

– Разброс тоже велик. Сначала обсуждается стоимость эскиза, поскольку это тоже работа и занимает время. Эскиз может стоить от 20 до 40 у.е. и выше в зависимости от количества и требований в проработке. Исполнение тоже по-разному. Например, мотоцикл может стоить и 50-150 у.е., и выше 1000 – решает количество элементов, сложность эскиза, исполнение, детализация и этапы лакировок. Возможно, необходим будет трафарет, а для этого нужно обработать рисунок в Corel для плоттерной резки, потом аккуратно выполнить весь процесс и покрыть межслойным лаком, впоследствии нивелировать шлифованием бортик, который образовался после трафарета. Я предпочитаю все свои работы покрывать межслойным лаком, поскольку слой лака повторяет весь барельеф рисунка. Конечно, этот дефект можно сполировать, но при этом слой лака становится тоньше и в процессе полировки может испортить рисунок. Затем финишный лак, полировка при необходимости, если где-то попала пара соринок.

Самые капризные лаки – шелковистый и матовый, они не полируются. Стоимость работ часто обсуждается исходя из бюджета, который заказчик выделил, я могу предложить альтернативные варианты за счет своего опыта. При этом идея будет выглядеть все равно выразительно, не уступая изначальным требованиям, и выполнена качественно.

"Заказов не стало меньше, они просто другие"

– В твоем портфолио много работ, связанных с белорусскими брендами. Какие проекты выделишь?

– Несколько лет назад сделали 21-ю "Волгу" для Гомельского мясокомбината. Кто видит эту работу, тот сразу хочет в столовую – на ней изображена сочная колбаска, мяско, зелень, пламя. Мясокомбинат как раз проводил ребрендинг, поэтому автомобиль двухцветным: половина бежевая, вторая половина черная, с новой историей и новым брендовым дизайном. Получилось что-то вроде белорусского "хот-рода", справились за три месяца.

Еще был горбатый "запорожец" для Верхнедвинского маслосырзавода. Ездил к ним в гости. Познакомился с гендиректором Петром Лавриновым, который провел мне подробную экскурсию по предприятию, и прямо на их территории я выполнил этот проект.

Брендированные промоавтомобили очень интересны тем, что это как "живой талисман", арт-объект, которым гордятся и показывают на выставках.

– С компаниями сложнее работать, чем с обычными заказчиками?

– Все зависит от требований, поставленной задачи и возможностей. Например, с "Бульбашом" была ситуация, когда я уже начал разрабатывать для них концепцию по их задаче, представляя первые наработки, но меня не предупредили, что есть ограничения – в рекламе алкогольной продукции нельзя изображать людей. Но это опыт – теперь сразу спрашиваю, какие рамки есть, чтобы не тратить время.

Зачастую отдел маркетинга вовсю помогает. На том же "Бульбаше" и экскурсию провели, и показали весь процесс производства. В целом для компаний важно, что я отношусь к ним с уважением, и они идут навстречу. Даже спустя годы после сотрудничества продолжаем общение.

– Сейчас работаешь один или есть команда?

– Раньше была команда, несколько ребят, которых я обучал аэрографии, но кризисы, пандемия и т.п., многие разъехались. Сейчас аэрографию я выполняю сам. Есть партнер-друг Кирилл Бринский, с которым я сотрудничаю по подготовке, покраске, лакировке и полировке. Этот этап отдаю ему, потому что уверен в его работе. Каждый должен заниматься своим делом. Можно сказать, что это и есть команда, которой я доверяю.

– После февраля заказов стало еще меньше?

–- Конечно, изменения есть. Заказов не стало меньше, они просто другие. Я же занимаюсь в принципе своим искусством: это могут быть дизайн-проекты росписи интерьеров, офисов, авто- и мототехники, шлемов, боди-арт и много чего другого. Проходят выставки – их меньше, но все же. Остались и корпоративы. Жизнь продолжается.

– А с "расходниками" как дела?

– С ними сложнее. Запчасти к японским аэрографам стало труднее достать. Но, как говорится, для каждого яда есть свое противоядие – находятся варианты и альтернативы. Было бы желание, а выход найдется.

– Можно ли сейчас в Беларуси зарабатывать на жизнь аэрографией?

– Аэрография – это как техника работы художника, которую он выбрал для самовыражения и самореализации, как акварель, или живопись, или вообще тату. Зарабатывать искусством стало сложнее, но возможно! Конечно, раньше было лучше, времена были более благоприятные, мог жене подарить "Харлей". Но надо быть гибким, сейчас век возможностей. Соцсети "рулят", Instagram, Facebook и т.п., мои заказчики меня же и рекламируют. Надо больше общаться с живыми людьми, и тогда все получится.

– Что скажешь тем, кто сейчас хочет попробовать себя в аэрографии?

–- Прежде всего просто начните делать то, что вам нравится и от чего вы получаете удовольствие. Видел курсы по аэрографии в Европе и России, на которых берут большие деньги за обучение, но не дают ничего больше, чем есть в интернете, в журналах и учебниках. Может, какие-то "фишки" они и подскажут, но все это можно найти в YouTube или TikTok. Самый лучший учитель – это вы сами.

Чтобы научиться "бомбить" по аэрографии, нужно время, терпение и большое желание. И не пару месяцев, а несколько лет, чтобы понять свои ошибки и достоинства. Вдобавок нужно вложиться в оборудование. Начинать лучше с работ для себя, друзей, знакомых, развивать потихоньку свою технику исполнения и показывать миру. Расписывать можно что угодно: автобус, здание, мебель и т.д. В творчестве нет границ. Было бы желание!

Запчасти для мотоциклов в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!