BMW Isetta

Этот итальянский по происхождению микролитражный автомобильчик обеспечил послевоенную Германию дешевыми колесами, а компании BMW позволил пережить непростые времена. Модель изначально была разработана компанией Iso SpA и по лицензии выпускалась сразу в нескольких странах разными производителями, но в основном она ассоциируется именно с BMW (1955-1962 г.в.).

Сама Isetta, конечно, примечательна всем, начиная со сверхкомпактных размеров (менее 2,3 метра в длину, менее 1,4 метра в ширину и высоту, колесная база – всего 1,5 метра, а колея задних колес была уже, чем колея передних колес) и заканчивая необычным кузовом с единственной фронтальной дверью, на которой к тому же закреплена рулевая колонка. Автомобильчик был рассчитан на двоих и минимальный багаж. Под маркой BMW Isetta имела 13-сильный моторчик, но ведь и масса автомобиля была 360 кг – для перемещения по городу «силенок» хватало!

Ford Mustang

«Отцом» этого знаменитого пони-кара считается топ-менеджер Ford Ли Якокка, который принимал активное участие в создании модели и выводе ее на рынок. Секрет успеха заключался в том, что довольно простой с технической точки зрения автомобиль наделили эффектным дизайном, и при этой красивой обертке стоимость модели оказалась неожиданно низкой (2368 долларов в 1964-м имели совсем другой вес, но Mustang действительно оказался недорогим).

Ford в 1960-х переживал сложные времена, и Mustang появился весьма вовремя. Помимо прямой выгоды, которую приносили продажи этой модели (а только в первый год было продано 400 тыс. экземпляров!), она работала на имидж марки в США и за их пределами. Фактически Mustang и его коммерческий успех привели к развитию целого класса подобных моделей.

Dodge Caravan и Plymouth Voyager

В 1970-х кризис затронул Chrysler, но ставка на прогрессивную переднеприводную платформу Chrysler K-car себя полностью оправдала. А символом успеха стало семейство минивэнов, первоначально продававшихся под марками Dodge Caravan и Plymouth Voyager – модель под материнским брендом Chrysler вышла на рынок лишь в 1988-м. Что интересно, к появлению этих минивэнов также приложил руку Ли Якокка, возглавивший к тому времени компанию. Это окончательно утвердило его имидж эффективного антикризисного менеджера.

Автомобили дебютировали в 1983 году и предложили американским покупателям нечто новое: более крупный и вместительный кузов, нежели легковой универсал, более легкий, экономичный и комфортный, нежели внедорожник. По сути, они переформатировали класс минивэнов на американском рынке. Примерно в то же время в Европе появился Renault Espace, но это уже другая история.

Volkswagen Golf Mk I

Beetle был успешным, но нельзя выпускать одну уcтаревшую модель десятилетиями и бесконечно снимать сливки. На самом деле и Golf Mk I не был прорывным – к началу 1970-х компактные переднеприводные модели выпускали многие европейские компании. Но, во-первых, Golf появился своевременно, во-вторых, он предложил отличное сочетание потребительских качеств и стоимости, в-третьих, он был просто красив (его рисовал Джорджетто Джуджаро, о котором еще вспомним).

Конечно, успех закрепила версия GTI, но это была скорее имиджевая поддержка. Важно то, что Volkswagen сумел вовремя переформатировать свой модельный ряд – и угадал. Казалось бы, это так просто! Но, например, повторить этот трюк с ID.3 не удалось – не хватило как раз того баланса всех качеств и стоимости.

Peugeot 205

Ну-ка, быстро и не задумываясь, назовите самую знаменитую модель Peugeot? Наверняка многие скажут 205 GTI. Но заряженная версия – это визитная карточка семейства, а в 1980-х и обычные модификации были весьма любимыми и популярными. Это и помогло Peugeot преодолеть кризисные годы, к которым привели убытки, связанные с приобретением в конце 1970-х европейского подразделения Chrysler Simca.

С другой стороны, именно опыт этой компании позволил создать 205-ю модель такой, какой ее узнал весь мир. Именно с нее началась эпоха интересных драйверских автомобилей, которая, увы, прервалась в 2000-х… Весьма показательно, что Peugeot 205 выпускали с 1982 по 1998 годы – крайне большой срок даже по меркам тех лет.

Fiat Uno

Нет, мы не перепутали фотографию. Именно так мог выглядеть Fiat Uno, если бы производитель из Турина отдал предпочтение проекту Bertone. Но он выбрал вариант Джорджетто Джуджаро из Italdesign – и Uno стал таким, каким мы его знали. А Bertone все равно пристроил свою концепцию – продал ее чехам…

Лаконичный, функциональный, при этом легкий дизайн Джуджаро, конечно, хорош, но ведь и сама модель оказалась удачной, так как предложила достаточно места и удовольствия от вождения при небольшой стоимости. Именно баланс всех качеств позволил Uno оставаться популярным на протяжение нескольких десятилетий: в Европе модель выпускали до 2002 года, в Южной Америке – до 2014-го, а всего было продано 8,8 млн экземпляров!

Fiat 500

Что представлял собой европейский модельный ряд Fiat к середине 2000-х? Panda II выиграла титул «Европейский автомобиль года» и была популярна, но много денег не приносила, только недавно дебютировавший Grante Punto хорошо продавался в Италии, но не других странах. Был нужен драйвер продаж и амбассадор марки по всему миру. Так появился Fiat 500.

Рецепт успеха был примерно тем же, что и у Mustang: на простенькое шасси Panda надели оригинальный кузов с миловидным ретродизайном, который моментально полюбили все, – и продажи рванули. «Пятисотка» выпускается с 2006 года и по сей день! Хотя есть и новый Fiat 500e – исключительно в электрическом варианте. Правда, Fiat явно засиделся со старой моделью. Stellantis сейчас перезапускает одну за другой все свои марки, так что и до итальянского бренда скоро очередь дойдет.

Porsche Cayenne

Вообще говоря, спасителем немецкого производителя считается Boxster первого поколения. Выпуск относительно недорогого среднеразмерного спорткара позволил кратно нарастить объемы производства и вытянуть Porsche из финансовой трясины. Но Boxster был «во-вторых», а на первое место стоит все же поставить реорганизацию компании, которая в 1990-х кардинально изменила подход к производству, взяв на вооружение опыт Toyota.

Скажем так: Boxster позволил вылезти из ямы, а взлететь помог именно Cayenne. И это еще история о том, что кто платит, тот и заказывает музыку. Как оказалось, примерно за одни и те же деньги люди предпочтут взять кроссовер, а не суперкар. Porsche рискнул выпустить неформатную для себя модель – и не прогадал. Его примеру затем последовали другие производители суперкаров, которые решили повторить этот успешный опыт.

Nissan Qashqai

Оказалось, что компактный и относительно недорогой кроссовер можно продавать куда лучше и выгоднее, чем сопоставимую по размерам модель гольф-класса. По крайней мере так получилось у Nissan – его Qashqai стал куда удачливее слишком скучной Almera, причем не только в плане объемов продаж, но и маржинальности. По сути, он вывез европейские продажи марки в конце 2000-х и оставался популярным, даже несмотря на появление более современных (и в чем-то более интересных) аналогов от конкурентов.

ГАЗель

Не забудем про российские модели. ГАЗель стала палочкой-выручалочкой как для самого ГАЗа, который из эпохи плановой экономики резко оказался в рыночных отношениях, так и для малого (и не очень) бизнеса, который формировался в 1990-х. РАФы уходили в историю, «буханки» устраивали далеко не всех, избыточные по грузоподъемности грузовики ГАЗ и ЗИЛ были «прожорливы» и нецелесообразны для многих видов перевозок…. ГАЗель появилась в очень подходящий момент.

Да, не все было гладко, ранние версии – это «история болезни» на колесах, но завод постепенно модернизировал технику, подтягивал качество и надежность. «ГАЗель Бизнес» уже была «ничего», а Next и вовсе стала прорывом. Но до появления этих свежих версий трудилась как раз оригинальная модель.

Lada Vesta

Пожалуй, «Весте» удалось то, что не получилось у «восьмерки», «десятки» и «Калины», – изменить отношение рядовых автомобилистов к марке Lada в лучшую сторону. Да, старые агрегаты, но на новой платформе, вполне себе современный дизайн и хорошие (для сегмента) потребительские качества. А за подготовкой модели к производству под руководством Бу Андерссона следила едва ли не вся страна.

Vesta не спасла АВТОВАЗ, но позволила ему здорово прибавить в имидже. Впрочем, палочкой-выручалочкой этой модели, точнее, ее платформе, возможно, еще предстоит стать: по заявлениям руководства эта архитектура станет основой для создания будущих оригинальных моделей Lada. Хотя будущая Granta будет использовать «тележку» Renault CMF-B, а на бывшем заводе Nissan под Санкт-Петербургом под маркой Lada и вовсе будут выпускать китайские модели.

Найдите легенду. Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!