Литовские брокеры начали оформлять автомобили, купленные на американских аукционах для покупателей из Беларуси. Но не все так просто.

«В настоящий момент в зоне ожидания у нас стоят автовоз и два контейнера с такими машинами. Пройдут ли они, неизвестно, – пояснил ABW.BY Юрий, директор логистической компании «Кламин-транс». – Основная причина сложившейся ситуации – несогласованность действий литовских таможенных органов и пограничной службы: таможня может дать разрешение, а пограничник по только ему известным причинам автомобиль не пропустит. Несмотря на то, что литовские брокеры, работающие с белорусской стороной, неоднократно просили дать разъяснения по нынешней ситуации, литовские законодатели никаких пояснений и документов так и не предоставили. Все ждали, что, как заявлялось, будет какое-то вменяемое решение еврокомиссии, но ничего подобного не последовало. Сейчас в чатах и сообществах фейковые вбросы только накаляют обстановку, потому что реальных подтверждений, что процесс работает стабильно, не было. А тот факт, что в Беларусь с литовской стороны просочились единичные авто младше 5 лет, скорее просто случайность».

Все это касается только тех автомобилей, которые не попадают под санкционные ограничения, введенные в конце марта, когда литовская таможня перестала пропускать автомобили с объемом двигателя более 1,5 литра. Все, что больше 1,5 литра и младше 5 лет, не оформляют.

Напомним, что 4 июня Литва запретила к вывозу с ее территории авто из Европы и Америки возрастом не старше пяти лет, а в перечне обязательных документов для оформления транзита появилось обязательство/подтверждение экспортера и получателя товара о том, что товар не предназначен для России и не будет реализован или иным образом передан для использования в России.

В целом, ситуация напоминает транзитные проблемы весны 2022 года. И тогда, и сейчас компании, занимающиеся автопригоном, рекомендовали выдержать паузу и не паниковать. Что же мы наблюдаем сейчас? В итоге так и вышло: литовская таможня начала выдавать таможенные декларации то ли из-за того, что в Клайпедском порту закончились свободные складские площади, то ли власти страны-соседки посчитали убытки от неминуемого краха авторынка… Как бы то ни было, Литва все же открыла транзитный коридор для автомобилей из Америки старше 5 лет.

Но вот на входе в этот коридор есть «злой пограничник», который в один момент может развернуть автомобиль или аннулировать таможенную декларацию.

И еще одно обстоятельство: литовские перевозчики не принимают к транспортировке «проблемные» автомобили: если по каким-либо причинам авто (с оформленными должным образом документами) вернут на территорию Литвы, перевозчик не возьмет в груз аналогичный автомобиль, даже если все его документы в порядке.

P.S.П ока готовилась статья, от логистической компании «Кламин-транс» мы получили подтвержденную информацию, что один из контейнеров с четырьмя 1,5-литровыми автомобилями уже пересек литовскую границу и находится на пути в Беларусь. Лед тронулся?