"Прийти в любой магазин и сразу купить что-то на Tesla нереально"

Современные электромобили хоть и весьма грубо, но все же можно разделить на два лагеря: в первом будут Tesla, во втором – все остальные. По словам директора компании WestMotors Алексея Мартыновского, Tesla требуют специфического обслуживания, которое могут предложить лишь специализированные сервисы. 

"С электромобилями других марок проще. Специалист, который разбирается в Chevrolet, без особых проблем должен справиться с Chevrolet Bolt. То же самое и с другими марками, будь то Fiat, Nissan, BMW или Mercedes. По ходовой части эти автомобили и вовсе идентичны с теми, что выпускаются с ДВС, поэтому тут никаких проблем нет. В высоковольтную батарею пока мало кто готов лезть, но уже есть некоторые СТО и даже "гаражники", которые перепаковывают их, заказывают элементы батареи из Китая, некоторые тем самым увеличивают запас хода авто.

Третья составляющая электромобилей – софт. В некоторых машинах он сложный, в некоторых проще. В Tesla с этим непросто, хотя в Беларуси уже есть сервисы, специализирующиеся на авто данной марки. Подход к Tesla можно разделить на два момента: первый – подключение онлайн, второй – программирование. Наши сервисы работают с Tesla на первом уровне, а уже дальше ими будут заниматься поляки, американцы или украинцы. Работая таким образом, они могу решить порядка 80 процентов возникающих проблем.

Если говорить о сервисе электромобилей в целом, то мы наблюдаем за тем, как потихоньку становится все больше мастерских, готовых работать с электрокарами.

С б/у запчастями все не так уж плохо. Рынок реагирует на повышение спроса и старается его удовлетворить. До 2022 года электромобили в Беларусь можно ввозить без уплаты пошлины и НДС, этим активно пользуются и "разборки". Пока есть возможность ввезти электромобиль целиком, уплатив только утильсбор и за услуги таможенного оформления. Так выходит дешевле, чем разобрать авто за границей и таможить по запчастям. Возможно, именно по этой причине кузовщина на ту же Tesla стоит порядком дешевле, чем на автомобиль с ДВС, аналогичный по стоимости.

В Минске уже есть минимум два магазина, где продавцы стараются держать на Tesla в наличии "расходники" и даже аксессуары. Но говорить о том, что можно прийти в любой магазин и что-то сразу купить на Tesla, конечно, пока рано”, – говорит Алексей.

Специалист вспомнил, как ему пришлось заказывать деталь на Tesla в Канаде за 1000 долларов и два месяца ждать, пока она приедет в Беларусь. 

"В начале года у меня была Tesla Model X, где в результате ДТП был поврежден высоковольтный провод. Найти нужную деталь было проблемой. Так происходит из-за того, что автомобили Tesla постоянно улучшают и модернизируют, в итоге на машинах разных лет выпуска могут быть разные комплектующие, хотя модель та же", – объясняет Алексей.

Зато владелец Nissan Leaf Леонид рассказал Автобизнесу, что за все время владения электрокаром, а это 7 лет, ни разу не сталкивался с проблемами отсутствия сервиса и запчастей.

"Покупал только передние рычаги, тормозные диски и колодки. Рычаги на Leaf такие же, как на Nissan Juke, тормозные диски и колодки – как на Nissan X-trail, поэтому никаких трудностей с их наличием нет. По части диагностики электрики обращался однажды, когда менял рулевую рейку. Для калибровки нужно было подключиться к компьютеру, с этой задачей справились в обычном автосервисе", – делится опытом Леонид.

"Не встречал Tesla, в которых батарею нужно было бы менять из-за пробега"

Подробнее о нюансах, которые возникают в процессе ремонта и эксплуатации Tesla, Автобизнесу рассказал владелец TeslaServiceMinsk Дмитрий Степаненко.

“В 99 процентах случаев мы сталкиваемся с машинами, купленными на аукционах в США, и восстанавливаем их полностью под ключ, начиная от кузовного ремонта до адаптации по электронике. Несколько раз мы уже ремонтировали моторы в машинах, которые были “утопленниками”, причем поломки возникали спустя какое-то время после начала эксплуатации. Случаев, когда приходилось менять мотор в обычных авто, пока не было”, – говорит Дмитрий.

По мнению специалиста, покупать утопленный электрокар не стоит, по крайней мере себе Дмитрий не взял бы такой ни при каком раскладе. Утопленные электрокары он называет миной замедленного действия, ведь в любой момент что-то может выйти из строя. Найти запущенный вариант среди электрокаров – задача почти нереальная, ведь тут практически невозможно запустить автомобиль из-за того, что он вовремя не был обслужен.



"У авто с ДВС часто возникают поломки из-за несвоевременного обслуживания типа замены масел, фильтров, ремней и т.д. У электрокаров таких проблем нет. В Tesla, например, по регламенту нужно на пробеге 40.000 заменить тормозную жидкость, а на 80.000 – антифриз. Вот и все обслуживание.

С батареями также проблем нет. В Беларуси их можно найти на "разборках". За все время работы с машинами этой марки мы уже трижды занимались ремонтом батарей, которые пострадали в результате ДТП. Стоило такое удовольствие от 2000 до 4000 долларов. А вот Tesla, где батарею нужно было бы менять из-за пробега, я еще не встречал, хотя знаю немало машин, проехавших более 300.000 километров. Там батареи деградировали всего на 10-15 процентов. 

Тем не менее у Tesla есть свои "болячки". По части электроники у Model S бывают проблемы с ручками. В заднеприводных Model S Perfomance на пробегах более 200.000 подтекает сальник, антифриз попадает в мотор, появляется коррозийное покрытие, мотор блокируется. Если отключать систему стабилизации, злоупотреблять резкими стартами, участвовать в гонках, то могут сломаться редуктор и полуоси. Выхода из строя данных элементов при нормальной эксплуатации я пока не замечал.

С новыми запчастями сложности действительно есть, рынок только оживает, начинают появляться какие-то элементы подвески и т.д. С "бэушкой", наверное, все-таки проще. Пока на всю Беларусь было всего несколько десятков или сотен электромобилей, поставщикам запчастей они были неинтересны, но теперь ситуация меняется", – уверен Дмитрий.

Наш вердикт

Владение электромобилем в Беларуси с каждым годом или даже месяцем становится более комфортным. Появляются сервисы, которые могут работать с такими авто. Растет спрос на запчасти, а значит, продавцы запчастей будут стремиться к тому, чтобы его удовлетворить. Если в создании электромобиля не участвовала компания Илона Маска, то проблем меньше, ведь многие модели имеют "близнецов" с ДВС либо запчасти взаимозаменяемы с другими моделями марки. 

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!