Автобизнес навестил Юрия, чтобы узнать, что случилось с автомобилем за последнее время. Хозяину «компакта» есть что рассказать, ведь в машине с момента нашей предыдущей встречи поменялось немало.

«Люблю автомобильное собирательство»

Первое, что бросается в глаза, когда подходишь к машине, – яркий желтый салон не под стать настоящей гоночной машине. Раньше такого не было! Сразу спрашиваем: что это такое?

«У меня был опциональный заводской салон со спортивными сиденьями, – объясняет Юрий. – Несколько лет назад на сходке клуба BMW E36 увидел похожий Compact с желтым салоном, он мне очень понравился. Это очень большая редкость, версия BMW Individual. Люблю автомобильное собирательство и яркие салоны, поэтому начал неспешные поиски. Желтый освежает машину, делает ее ярче и позитивнее, плюс у меня колесные диски золотого цвета под стать цвету интерьера.

Салон в итоге нашелся в Польше спустя несколько лет неспешных поисков. Он полностью в заводском состоянии, включая оригинальный желтый ковер, который я потом отыскал в Минске. Не было задачи восстановить салон в музейный «сохран», ведь автомобиль используется довольно часто, в том числе на треке.

Так же на моем Compact установлен очень редкий комплект «дерева» Pappel Natur и полный хром-кит Individual, его я приобрел в Литве. Автомобиль у меня достаточно давно, поэтому интерьер успел надоесть, а так получилось его отлично обновить, теперь ощущается совсем иначе.

Из плюсов – в сиденьях появилась заводская подкачка поясницы и задняя полка со шторкой. Акустика Harman/Kardon в прошлом была установлена от седана, а она совершенно не подходит к хэтчбеку в его задней части. Со временем повезло найти полный комплект именно от Compact – это очень редкая и дорогая опция, ее мало кто заказывал на новую машину в данном кузове. Отличаются они практически всем: в багажнике под обшивкой прячется отдельный сабвуфер, а ВЧ-динамики с заводской литерой М переехали в область уголков зеркал».

«Машина должна быть приятной, понятной и надежной»

А что произошло с автомобилем по технической части за неполные три года? У Юры готов рассказ на эту тему. Не смеем перебивать:

«Много работы произведено, чтобы улучшить надежность. В первую очередь это гораздо более качественное охлаждение. Установили комплект радиатора, теплообменника и охлаждения на ГУР от M3 E36. Радиатор там другой формы, он с отдельным выносным бачком. Поэтому про перегрев автомобиля я забыл навсегда.

Сменилась пара коробок передач. Частые ошибки пилотов-новичков на трек-днях – недовыжим сцепления, слишком резкая работа с КПП. Поэтому периодически срезало передачи. Сейчас изменилась конфигурация выжима педали сцепления – и проблема ушла. Раньше по две коробки в год менял, а эта КПП держится уже второй сезон. Кулиса и коробка, как и прежде, от Z3, но задний редуктор доработан – он крепится на два «уха», как в более поздних моделях BMW. Благодаря этому перестало ломаться крепление редуктора к кузову.

Старый мотор 1.9 M44B19, с которым машина была на нашей прошлой встрече, приказал долго жить. К тому моменту автомобиль проехал целый сезон трек-дней. Дело было так: после одной из тренировок в моторе появился еле заметный стук в районе 3000 оборотов в минуту, и пока мы думали, что с этим делать, во время поездки по делам мотор вклинил.

«Голова» и навесное остались живы, но с низом двигателя случился полный «винегрет», шатун оторвался вместе с поршнем. После разборки двигателя главной причиной поломки мы посчитали сдвинутую отсечку – 7200 оборотов в минуту вместо 6500 заводских. Это позволяло ехать в Стайках на второй передаче везде, кроме старт-финишной прямой. Но, как выяснилось, мотор не был готов к регулярной эксплуатации на таких оборотах. Это был примерно май 2021 года, машина активно использовалась на трек-днях, мне не хотелось долгих ремонтов. Поэтому я решил не церемониться и купил такой же мотор от японского BMW Z3 с пробегом 136 тысяч. Попался очень хороший двигатель!

После замены двигателя отсечку оставили на заводском уровне. На старом моторе была прошивка под измененное положение разрезной шестерни распредвала, но новый двигатель оказался настолько девственным, что мы решили в него не лезть, не менять положение шестерни. Только оптимизировали подачу топлива и углы зажигания. Отсечку не стали задирать, как на прошлом моторе, – думаю, 10 лошадиных сил на этом потеряли. Частично компенсировали это более производительным впускным коробом от двигателя M52B25.

Выхлопная система тоже изменилась. Коллектор остался прежним, равнодлинным, а вот дальше трасса сделана на нержавеющей 57-й трубе. В конце оригинальная «банка» Remus для четырехцилиндрового E36, все стало отлично.

Эта машина рассчитана, образно говоря, на марафон, а не на стометровку. Нет цели проехать одну гонку максимально быстро и потом ремонтироваться до следующей. Задача Е36 – быть конкурентным в своем классе, но при этом приятным, понятным для водителя и надежным».

«Мне интересно ставить на машину редкие и оригинальные детали»

Самые масштабные изменения в этом BMW E36 за почти три года – в ходовой части. Одни детали разочаровали хозяина автомобиля, другие используются до сих пор. Слово – Юре:

«Стойки MaxSpeed показали себя не очень хорошо, периодически текли и не выдерживали трековых нагрузок. У них слабый диапазон регулировки. Поменял стойки на немецкие FK Automotive, они газомасляные и с регулировкой жесткости. Правда, чтобы настроить задние амортизаторы, приходится совать руку под машину – регулировка переехала вниз. Тем не менее она «в доступе». Койловеры отличные – автомобиль не только справляется с кренами на треке, но и не «супержесткий» в «гражданской» эксплуатации, подвеску не пробивает на неровностях.

Стабилизаторы другие: были M-Technik – теперь более толстые от Whiteline с регулировкой жесткости. Сейчас используется среднее положение, оно для Стаек подходит лучше всего. Передние рычаги тоже редкие, фетишные – от M3 с мотором 3.2. Они выносят колеса немного вперед и добавляют кастор. То же самое с верхними опорами амортизатора. Раньше у меня стояли регулируемые детали на ШС, теперь поставил опоры опять-таки от М3 3.2. Они тоже со смещенным центром.

Заменили и распорки. Передняя теперь алюминиевая от D&W вместо старой стальной. На днище установлен X-Brace от кабриолета Е36, в подрамнике сделаны специальные закладные для установки. Х-Brace закрыт оригинальной пластиковой защитой, специально сделанной под данную распорку.

В 2020-м стояли диски Rotinger – сейчас используются TRW. Они нормально работают на наших трассах, разве что насечек для отвода пыли на них нет. Естественно, постоянно меняются колодки и жидкость. По-прежнему использую спортивные колодки Ferodo, а жидкость – ATE Typ 200. Перешел на нее с Motul, поскольку ей требуется менее частая замена.

Зимой автомобиль используется очень редко, преимущественно на дрифт-тренировках. Тем не менее автомобилю почти 25 лет. Хорошее состояние я поддерживаю постоянно, обработал автомобиль «динитролом». Из недавних работ по кузову – замена дверей, купил от японского кузова в цвет. Капот, крылья и «ус» приобрел пластиковые – металлические в хорошем состоянии для E36 уже тяжело найти, а те, что есть, стоят просто неадекватных денег. Благодаря этому скинул с машины порядка 25 килограммов, это позитивно отразилось на управляемости и развесовке. Вдобавок на зимний «повседнев» в семье есть другой автомобиль.

К фарам Hella Celis Black в сообществе владельцев Е36 двоякое отношение. Фанаты понимают, что это не китайская оптика и не самодельные «глазки», но заводские фары некоторым нравятся больше. Лично я в восторге от этой оптики! Сзади появилась редкая бленда Hella, удалось найти ее в Минске. Кузов Е36 последнее время стал даже слишком популярным, он встречается везде – на выставках, дрифте, Time-Attack. Мне, автоэнтузиасту и любителю редких вещей, интересно выделиться, сделать машину более индивидуальной. Поэтому мне нравятся редкие детали, которые не встретишь даже в аккуратных Е36».

«Действительно мало «жрет», если сравнивать с другими спортивными автомобилями»

Зимой, как мы уже выяснили, машина либо ездит в зимнем дрифте, либо просто стоит. А что в теплый сезон? Как оказалось, этот E36 действительно многогранен. Юрий вместе с семьей ездит на нем на «дальняк»:

«На этой машине на самом деле я путешествовал всегда. Еще в 2018-м ездил в Одессу, Польшу, Литву – да много где с ней был! Нет проблем, чтобы ездить далеко, – машина надежная, я в ней уверен на тысячу процентов, особенно если по дороге не заезжать на все гоночные трассы в радиусе 500 километров. Здесь есть круиз-контроль, подкачка в сиденьях, кондиционер, хорошая акустика. Слегка разжимаешь подвеску регулировкой – да, немного тряско, но нормально едет. Может, на 30 процентов жестче, чем «гражданский» автомобиль.

Еще один плюс этой машины – расход. Она действительно немного «жрет», если сравнивать с другими моими автомобилями. Реальный расход в городе – 9-11 литров. Даже на треке нет такого, чтобы за трек-день ушел бак бензина. На мощных турбированных автомобилях это обычное дело, расход доходит до 50-70 литров на «сотню». Е36 в трековом режиме «ест» 15-20 литров, думаю. На гонки лью 98-й бензин просто из соображений надежности, а в остальное время 95-й.

За все время эксплуатации в городе и на трек-днях, а это почти шесть лет, машина проехала около 140 тысяч километров. Автомобиль отвечает всем моим требованиям. Всегда можно развлечь себя очередным «ништяком» к нему. Автомобиль понемногу меняется и остается интересным.

На сегодня 36-й кузов в Беларуси очень актуален, на него все еще есть запчасти. Большие «разборки» Минска до сих пор возят машины из Германии, причем в достаточно хорошем состоянии. Другое дело, что цены на запчасти очень сильно выросли, особенно на «фетишные» детали. Но в целом машина простая в обслуживании. Это отличный вариант для спортсмена-автоэнтузиаста.

С Е36 не «попадешь» на очень большие деньги в ремонте, если сравнивать с дорогими спорткарами или «турбомонстрами». Но заниматься машиной все равно надо. Поскольку автомобиль довольно простой в обслуживании, детали есть в доступе, то довольно быстро перестаешь бояться поломок, машина становится настоящим другом. С этой точки зрения среди современных автомобилей очень сложно найти аналог. А менять этот автомобиль 1999 года выпуска на авто, выпущенное в 2005-м, не вижу смысла. Процесс восстановления придется пройти с нуля, а больших изменений между автомобилями не было.



Конечно, все доработки, обслуживание и детали стоят немалых денег. Частое использование на трек-днях, в том числе для обучения и аренды, подразумевает сильное сокращение интервалов замен жидкостей и других расходников. Масло меняется несколько раз за сезон, причем во всех узлах. Шины тоже статья расходов, на сезон я готовлю порядка трех комплектов (12 шин-полусликов). Если использовать только новые колеса, можно обойтись двумя комплектами с такими частыми выездами на трек.

С другой стороны, в прошлом году я сделал с машиной все, что хотелось, и в этом сезоне не собираюсь вносить какие-то глобальные изменения. Получился отличный автомобиль на все случаи жизни».

Запчасти для легковых машин в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!