И сегодня они являются обязательной частью любой машины. Но так было не всегда. Поначалу автомобилей было так мало, что в номерных знаках как в средстве идентификации просто не было смысла. Ведь средства на покупку машины были у очень маленького количества людей. Поэтому все и так знали, кому принадлежит эта шумная штуковина, которая передвигается без помощи лошадей.

Но все усложнилось, когда автомобили начали выпускаться серийно, а их цена снизилась. Тут и начались вопросы. Например, как можно узнать, кому принадлежал автомобиль, который попал в аварию? В качестве решения этой проблемы нужно было найти систему, с помощью которой можно было бы с полной уверенностью идентифицировать как транспортное средство, так и его владельца. Так родились номерные знаки.

Конные экипажи и металлическая табличка с номером лицензии

До появления автомобилей единственным доступным средством передвижения для людей были конные экипажи. И уже в 1870-е годы во многих крупных городах было принято постановление, требовавшее, чтобы на всех транспортных средствах, используемых в общественном прокате, была прикреплена металлическая табличка с номером лицензии и количеством лошадей, необходимых для повозки.

При этом владельцы конных экипажей были обязаны платить властям города сбор. В среднем он составлял 5$ в год – немалая сумма в те дни. А еще в конце каждого года номер лицензии на табличке должен был быть перекрашен в другой цвет, чтобы наглядно указать на уплату пошлины. Такое нехитрое действие позволило сэкономить на ежегодной выдаче новых металлических табличек.

Первые дни: автомобильные номерные знаки конца XIX века

Первые в мире номерные знаки для автомобилей были созданы в 1893 году во Франции. Еще три года спустя, в 1896 году, нововведение дошло до Германии. А первой страной, которая ввела национальный номерной знак, называемый также водительским удостоверением, стали Нидерланды. Это произошло в 1898 году. Все эти таблички были примитивными, как правило, изготавливались из железа, фарфора или кожи. На них вручную наносился регистрационный номер транспортного средства. Обычно это делал владелец авто. Также все они имели номер, начинающийся с 1, и были разные по размеру.

Но уже к 1901 году все французские автомобили имели номерные знаки. Система активно распространялась на другие европейские страны. И в этом же году они появились в США, хотя здесь дела обстояли несколько сложнее, поскольку в каждом штате было свое автомобильное законодательство.

Первым американским городом, где ввели номерные знаки, был Нью-Йорк. При этом их не изготавливал какой-либо официальный орган. Создание номерных знаков было обязанностью владельца автомобиля. Таблички делались вручную из кожи или металла, на них нужно было указать свои инициалы. Также номерные знаки должны были располагаться на задней части автомобиля. И лишь в 1909 году штат Нью-Йорк начал выпускать официальные номера. К этому времени такая практика стала популярной во многих штатах.

ХХ век и эволюция дизайна номерных знаков

Развитие автомобильной промышленности и быстрый рост количества авто на дорогах потребовали изменений в способе производства номерных знаков. Таблички, которые делали сами владельцы, начали вымирать. На их место пришли технологии массового производства, которые могли удовлетворить растущий спрос. Во-первых, сталь и алюминий были заменены более экономичными и долговечными материалами, такими как железо и фарфор. Новая основа для номерных знаков была устойчивее к износу и разрывам, а также лучше поддавалась формовке и покраске. Во-вторых, появилось единообразие формы и дизайна, достигнутое благодаря массовому производству. А сама система идентификации номерных знаков стала более эффективной и простой.

Когда автомобили стали доминировать на дорогах, таблички с цифрами или инициалами превратились в уникальные идентификаторы. Например, в США различные штаты начали рассматривать номерные знаки как чистый холст, который может отражать индивидуальность человека. Поэтому простой и бесцветный дизайн начала XX века начал уступать место ярким цветам, запоминающимся лозунгам и другим символам.

Пионером в этой трансформации стал Айдахо. В 1928 году на местных номерных знаках появился слоган штата. Эта простая, но эффективная стратегия продемонстрировала важный элемент идентичности конкретной территории. И поскольку все больше штатов начали перенимать схожие практики, различные номерные знаки в США стали окном в американскую культуру и многообразие.

Современный номерной знак

В начале ХХ века система регистрации номерных знаков была модернизирована в направлении унификации. На одной табличке находились важные данные: страна, город или провинция и инициалы человека. Так продолжалось до сентября 2000 года, когда на всей территории ЕС была введена европейская лицензия, состоящая из четырех цифр и трех букв, а также европейского символа и буквы, обозначающей конкретную страну. Вскоре такая система распространилась по всему миру.

Сегодня номерные знаки вышли за рамки своего практического происхождения и стали культурными символами. Они могут продемонстрировать самобытность страны, дух времени или индивидуальность конкретного человека. Отдельное место здесь занимает статус, если говорить об одинаковых цифрах на номерах (единицы, шестерки и т.д.).

Интересной тенденцией последних лет стала и реклама по краям номерных знаков. Многие компании задействовали это уникальное пространство для продвижения своих брендов и продуктов. Особенно часто к этому прибегают автопроизводители, дилеры и организации, связанные с автомобильной промышленностью.

А вы бы хотели, чтобы ваш номерной знак отображал вашу личность?