Тот, кто проходил гарантийное обслуживание транспортного средства (как и автор этих строк), скорее всего, часто сталкивался с ситуацией, когда сервисная организация дилера навязывала автовладельцам приобретение запасных частей, комплектующих и технических жидкостей только у них. Причем это условие прописывалось в договоре на обслуживание. Как правило, мотивировка была следующей: только дилер может гарантировать качество применяемых при ТО деталей и компонентов, на рынке много подделок. С одной стороны, это аргумент, но не абсолютный.

Прошли те времена, когда узнать, что и сколько стоит на нашем рынке, было сложной задачей. Теперь же благодаря интернету и всевозможным программам и сервисам сравнить цену на одну и ту же деталь от разных поставщиков труда не составляет. Автовладельцы сравнивают и порой берутся за голову, ведь в свободной продаже запчасть можно купить на 30–40% дешевле, нежели предлагает дилер. Машина из салона, как известно, вещь недешевая, а если еще и автомобиль куплен в кредит или лизинг, то экономия как раз к месту. Только экономить дилеры не позволяют по причинам, озвученным выше. А это вообще законно?

Изготовитель обязан поставлять запчасти в торговую сеть

Если обратиться к закону «О защите прав потребителей», то мы узнаем, что изготовитель (в том числе автомобилей) обязан обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания произведенного им товара, выпуск и поставку запчастей в торговые и ремонтные организации. Обратите внимание – «…в торговые и ремонтные организации». То есть не только в организации официального дилера, но и в другие, занимающиеся торговлей запчастями.

Закон «О ценообразовании» повествует о том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели самостоятельно могут установить цену (тариф) на товар (услуги), за исключением случаев, определяемых законом. То есть ценообразование у нас в Беларуси свободное.

Статья 6. Сфера применения свободных цен (тарифов)
В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы).

Это дает право дилерам устанавливать цены на запчасти по своему усмотрению. На полный беспредел вряд ли кто осмелится пойти, умножая ценник на кратные суммы, но все равно стоимость расходников у дилера зачастую значительно выше.

«Так прописано в договоре, запчасти только наши», – это еще один аргумент, который предъявляет исполнитель своему клиенту, желающему произвести ТО с применением самостоятельно приобретенных запчастей.

Требование о приобретении запчастей исключительно у дилера незаконно

В свое время Министерство антимонопольного регулирования и торговли изучало вопрос о правомерности отказа автосервисами официальных дилеров использовать при ТО запчасти клиентов. И вот к какому выводу антимонопольный орган пришел (выдержка):

«Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь пришло к обоснованному выводу о том, что потребитель вправе предоставить для производства ремонта (технического обслуживания) механического транспортного средства запасные части и материалы, приобретенные у третьих лиц, при этом исполнитель не будет нести ответственность за качество и безопасность предоставленных потребителем запасных частей и материалов.

В рассматриваемой ситуации в случае проявления недостатков в товаре в период гарантийного срока исполнитель (ремонтная организация) освобождается от ответственности, если докажет, что недостатки в товаре возникли вследствие применения запасных частей и материалов, предоставленных потребителем для производства ремонта (технического обслуживания) механического транспортного средства».

Таким образом, отказ в использовании приобретенных самостоятельно запчастей при обслуживании машины МАРТ признан неправомерным.

Изучал данный вопрос и суд, который обратил внимание на тот факт, что использование запчастей только от дилера прописывалось в договоре как обязательное условие.

«Судебная коллегия приходит к выводу о ничтожности условий договоров об обязательном использовании потребителем запасных частей, приобретенных только у официального дилера, при проведении планового техобслуживания и ремонта в гарантийном сроке эксплуатации автомобиля, содержащихся в сервисной книге (договоре), поскольку это противоречит закону о защите прав потребителей».

Статья 19. Недействительность условий договора, ограничивающих права потребителя
1. Условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными настоящим Законом и иным законодательством о защите прав потребителей, считаются ничтожными.

Таким образом, и суд, и антимонопольное ведомство поставили точку в данном вопросе, установив, что легальное приобретение потребителем в сторонних организациях (не у дилера) запасных частей, разрешенных с технической точки зрения предприятием-изготовителем для технического обслуживания транспортных средств, – это законное право клиента. Данный фактор не влияет на безопасное использование товара. Требование о приобретении запчастей исключительно у официального дилера признано незаконным, нарушающим право потребителя на свободный выбор товара.

Поэтому, уважаемые автовладельцы, использовать свои запчасти и компоненты при ТО у дилера можно, только если их установка (использование) допускается заводом-изготовителем. Производителей запчастей для одного и того же авто может быть сколько угодно, как и продавцов этих запчастей. Выбирает клиент, и ограничивать данный выбор запрещено законом.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!