ОАО «Брестмаш» в холдинге «БелавтоМАЗ» уже шестой год. За это время предприятие освоило несколько коммерческих и социальных проектов, став не только производственной площадкой для выпуска серийных автомобилей, но и фактически автомобильным ателье. Как проекты реализуются на практике, что говорят о машинах, собранных в Бресте, и о потребностях завода, узнали у заместителя директора предприятия по коммерческим вопросам Сергея Жолудева.

Когда мы готовили материал о социальных такси, которые выпускают на «Брестмаш» для Центров социальной поддержки белорусских регионов, Сергей Валентинович пригласил на экскурсию на «Брестмаш». Грех было не воспользоваться предложением, чтобы узнать, чем сегодня дышит цех крупноузловой сборки, который известен своей продукцией с 2018 года.

«Мы выбрали социально-значимое направление и выпускаем автомобили для людей с ограниченными возможностями, в том числе для детей с ограниченными возможностями, на базе фургонов и пассажирских микроавтобусов производства Минского автомобильного завода, – рассказывает Сергей Жолудев. – В этом году планируется выпустить большое количество таких машин для нужд республики. Люди с ограниченными возможностями тоже хотят перемещаться, жить полноценной жизнью, съездить к кому-то в гости, посетить поликлинику, больницу, социально значимые объекты, театры, кинотеатры. Для их перемещения как раз и предназначены наши автомобили.

Также в этом году мы планируем производить небольшие школьные автобусы на 14 оборудованных по требованиям безопасности пассажирских мест для детей, двух мест для сопровождающих и водительского кресла. В этой серии будут также микроавтобусы для перевозки детей с ограниченными возможностями в комплектации из семи детских мест, двух мест для сопровождающих и оборудованием для перевозки ребенка-инвалида. Продолжим и выпуск социальных такси с местами для двух инвалидов-колясочников».

социальное такси

К слову, один из первых микроавтобусов для службы социального такси с декабря 2022 года работает в Территориальном центре социального обслуживания населения Московского района Бреста. Его водитель – Николай Остапук – рассказал, что за это время проехал уже более 20 000 км. Ежедневно выполняются заявки на территории района, но уже приходилось побывать в Каменецком районе, дважды выезжал в Пружаны. Нареканий на технику у Николая Сергеевича никаких. Автомобиль надежный, да и хранится в гараже.

Немногие, наверное, знают, что на «Брестмаш» на шасси МАЗ-365022 готовы создавать самую различную технику: и коммерческую, и специальную, как, например, уникальный для Беларуси автомобиль химической и радиационной защиты, который машиностроители создавали вместе с Брестским областным УМЧС. По сути, «Брестмаш» способен работать как мелкосерийное автостроительное ателье.

уникальный для Беларуси автомобиль химической и радиационной защиты

«Любая машина нам интересна в качестве накопления опыта, – говорит Сергей Жолудев. – Мы открыты для заказчиков с самыми разными идеями переоборудования транспортных средств. Вплоть до того, что с заказчиком обсуждаем эскизы или образец машины, который интересует заказчика и который мы готовы воспроизвести. Мы готовы корректировать работу над проектом во время производства, как в том же АХРЗ: в процессе изготовления вносили целый ряд конструктивных изменений. Случается, что приходится переделывать и что-то изменять, чтобы получилось идеально. Мы создаем машину под конкретного покупателя».

Часть машин, которые производятся на «Брестмаше» – простые грузопассажирские версии – одинаково хорошо пользуются спросом и в нашей стране, и в России. За заводской проходной на парковке уже собралась партия готовых машин. На въезде в цех стоит грузовой фургон МАЗ, который скоро превратится в грузопассажирский или специальный автомобиль.

В производственном цеху площадью около 6000 кв.м шасси собирают и отправляют на узел антикоррозийной обработки, а после сборки микроавтобус проходит ходовые испытания на специальном стенде. Коллектив цеха небольшой, но трудятся здесь в три смены. Ждут на предприятии специалистов в слесарном деле, станочников, представителей в общей сложности 15 специальностей, есть возможность обучения и переквалификации без отрыва от производства.

Удалось увидеть еще один интересный автомобиль: брендированный автобус предприятия. Как оказалось, он один из первых, сошедших с родного конвейера. Пока оцениваем компоновку салона, водитель рассказывает, что за 100 000 пробега только менял масло и фильтры. Салон разделен на две части. В мобильном офисе, который отделен от грузовой зоны роллетами – диван на три места, два пассажирских кресла и откидной столик.

А совсем недавно на «Брестмаше» освоили выпуск инновационной продукции: силиконовых патрубков, которые нашли применение и в автомобилестроении, но об этом – в другом материале.