Всё еще актуально?

Кто-то скажет, что смысл в покупке таких автомобилей имелся только тогда, когда они были новыми, мол, это единственное преимущество подобных моделей. Мы с этим не согласимся.

Можно сокрушаться по поводу не очень практичного типа кузова (ведь почти все представители этого сегмента – седаны, 5-дверные версии есть у считаных моделей), скромных характеристик или не самого высокого акустического комфорта. Также справедливую критику вызывает ограниченный набор средств активной и пассивной безопасности. Ведь у многих машин – только фронтальные подушки, боковые, не говоря уже о шторках, на подобных моделях встречаются крайне редко. И ESP ставили не на все автомобили, особенно если речь о ранних годах выпуска. Про средства превентивной безопасности и говорить не приходится.

Но следует признать, что за относительно небольшие деньги вы получаете полноценный в части вместительности и ходовых качеств автомобиль, а не кроху А-класса с 3-цилиндровым моторчиком. Под капотом, как правило, «атмосферник» объемом 1,4-1,6 л и мощностью 100-120 л.с., а наряду с механической коробкой можно рассчитывать и на классический «автомат».

двигатель Kia Rio

В большинстве случаев речь идет о довольно простых и ресурсных агрегатах, и вообще надежность подобных моделей находится на хорошем уровне. И раз уж говорим про подержанные варианты, то важными преимуществами являются следующие факторы:

  • большой выбор автомобилей на вторичном рынке, что повышает шансы найти подходящий экземпляр;
  • много машин свежих лет выпуска (вплоть до 2022-го), с прозрачной сервисной историей и минимальными пробегами;
  • хорошая сервисная база по этим моделям, по крайней мере на ближайшее время.

Таким образом, подобные автомобили позволяют на несколько лет закрыть свои автопотребности. Если не хотите связываться с «китайцами» или пригоном чего-то из США или Европы, то с местными «бюджетниками» вы получаете довольно простую и надежную технику с минимумом проблем по технической части.

Правда, есть важный нюанс. Многие из этих автомобилей эксплуатируются в такси – отсюда большие пробеги и изрядно сократившийся ресурс. Далеко не все продавцы готовы раскрывать такое прошлое. Часто делается комплексный детейлинг, устраняются явные признаки интенсивной эксплуатации, отматывается пробег – и на рынок автомобиль выходит с традиционной легендой про бережное обращение и девушку-владельца. Также на вторичном рынке много машин из корпоративных парков. Так что при выборе озвученных моделей следует проявлять бдительность.

Ниже рассмотрим наиболее распространенные варианты. В обзор включим автомобили в возрасте до 5 лет.

Hyundai Accent/Solaris

Напомним, что название зависит от рынка (в России модель продавали под маркой Solaris, у нас – Accent), просто на нашем рынке много автомобилей, приобретенных новыми или б/у в РФ. В данном случае рассматриваем модель пятого поколения, которая с 2017 по 2022 годы выпускалась на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге.

Hyundai Accent

В отличие от предшественника этот Accent был доступен только с кузовом седан, так что всё разнообразие сводится к моторам (1.4 на 100 л.с. или 1.6 на 123 л.с.) и коробкам (6-ступенчатая «механика» или «автомат»). Если у модели предыдущего поколения была целая эпопея с настройкой задней подвески, то в данном случае к шасси особых претензий нет, и вообще автомобиль считается вполне удачным, в том числе и в плане надежности, хотя в России часть владельцев столкнулась со случаями задиров стенок цилиндров из-за «осыпающегося» катализатора.

Вообще говоря, рекомендуем связку 1,6-литрового двигателя и «автомата». С ней Accent и динамичен, и комфортен, разве что дороже, чем автомобили с более простыми агрегатами. К слову о ценах: даже за 5-летние экземпляры запросто просят 11-13 тыс. долларов, а стоимость 2-3-летних машин может превышать 20 тысяч.

Kia Rio / Rio X

В принципе всё сказанное выше касается и соплатформенного Kia Rio IV поколения (2017-2022 г.в.), который имеет те же агрегаты и выпускался на том же российском предприятии. Отличия – в дизайне и интерьере. Также, кроме седана, был доступен кросс-хэтчбек Rio X (X-Line) с увеличенным до 190 мм дорожным просветом и пластиковым обвесом.

Kia Rio в версиях седан и хэтчбек

Уровень цен на седаны примерно такой же, как на Accent и Solaris, то есть основной диапазон – от 11 до 20 тыс. долларов с определенным количеством исключений. А вот Rio X будет на тысячу-другую дороже при прочих равных – сказывается изначально более высокая стоимость модели, а также кросс-антураж. И такие автомобили часто покупали для себя, а не для работы. Хотя и в каршеринге эту модель мы помним.

Lada Vesta

Разумеется, речь идет об ижевской версии, выпускавшейся до 2022 года. Седан и универсал SW в обычной и Cross-версиях были достаточно популярны на нашем рынке, так что и выбор среди подержанных автомобилей велик.

Lada Vesta

Основное сочетание – 1,6-литровый двигатель и 5-ступенчатая МКПП. Оно же и самое надежное, особенно если говорим про ранние версии, на которые поначалу устанавливали коробку Renault. Впрочем, мы рассматриваем автомобили 2018-2022 г.в., где уже применяется коробка ВАЗ. У 1,6-литрвой «Весты» была так называемая заводская метановая версия CNG, но, по сути, речь идет о дооснащении уже готовых автомобилей ГБО техническим партнером АВТОВАЗа.

Также для «Весты» был доступен 1,8-литровый двигатель в вариантах мощности 122 л.с. для обычных версий и 145 л.с. для Vesta Sport. Ранние экземпляры этого мотора отметились масложором и флегматичным характером в 122-сильной версии (из-за особенностей топливной системы и не очень удачной прошивки). Поздние версии уже давали меньше поводов для критики.

Да, есть еще и Vesta с 113-сильным двигателем Renault-Nissan и вариатором. Это лучший вариант двухпедальной «Весты», однако для суровой эксплуатации он подходит не очень как раз из-за «нежной» коробки. Но каковы альтернативы? Разве что версия с «роботом» – на базе «механики», с актуаторами ZF и с одним автоматическим сцеплением. Этот вариант уступает по части комфорта управления тягой, да и с надежностью поначалу были вопросы.

В общем, наш фаворит – универсал с 1,6-литровым двигателем ВАЗ и «механикой». Но дешево не будет. Автомобили за 6,5-8 тыс. долларов – бывшие такси и рабочие машины. Вот среди более дорогих экземпляров уже можно искать автомобили из-под частника. Однако и цена растет аж до 18-19 тыс. долларов, причем вовсе не за Vesta Sport.

Lada Largus

Очень вместительный и выносливый универсал, способный взять на борт до семи пассажиров. Жаль, довольно «прожорливый» и с невысоким уровнем комфорта. Но как рабочая лошадка – отличный вариант. Поскольку мы говорим об автомобилях поздних лет выпуска, под капотом будут уже двигатели ВАЗ – 8-клапанные (87 и 90 л.с.) и 16-клапанные (106 л.с.). Механическая коробка тоже ВАЗ. В целом с точки зрения надежности всё неплохо, а динамики и экономичности не хватает ни одному из вариантов.

универсал Lada Largus

В 2021 году модель наконец-то существенно обновили: внешний вид оформили в Х-стиле Vesta, интерьер же достался от Duster первого поколения. Попутно у Largus появился новый 8-клапанный двигатель на 90 л.с., но по поводу его надежности пока сложно что-то сказать. С рестайлингом сохранилась и подвышенная версия Cross, а вот автоматическая коробка так и не появилась.

Естественно, обновленный Largus заметно дороже прежней версии. Если 3-5-летние машины со старым стайлингом продаются по цене от 7 до 14 тыс. долларов, то за новую версию просят не менее 16 тысяч. С 2022 года производство модели в Тольятти практически было поставлено на паузу, хотя несколько партий было выпущено. Но АВТОВАЗ намерен сохранить Largus в своей линейке, так что в следующем году ожидаем перезапуска, только уже в Ижевске. Это же означает, что сервисная база для обновленной модели будет поддерживаться.

Renault Logan/Sandero

В данном случае речь идет о седане и хэтчбеке второго поколения, выпускавшихся в Тольятти с 2013 по 2022 годы, а в обзор попадают рестайлинговые версии 2018 г.в. Как раз к тому моменту линейку моторов пополнил 113-сильный ниссановский HR16DE (у Renault он имеет обозначение Н4М) с алюминиевым блоком и цепным приводом. Он более мощный и экономичный, чем 8-клапанный K7M (82 л.с.) и 16-клапанный K4M (102 л.с.) того же объема (1,6 л), зато французские агрегаты с чугунным блоком имеют завидный ресурс в 400 с лишним тысяч километров, а 8-клапанный вариант к тому же слывет очень выносливым и малотребовательным к качеству ГСМ. В общем, моторы у Logan/Sandero на любой вкус.

Renault Logan

С коробками сложнее. Сначала альтернативой «механике» был простенький «робот» с одним сцеплением и 4-ступенчатый «автомат». И тот и другой не самые расторопные, а гидромеханическая коробка к тому же «прожорлива» и не очень надежна. С 2018 года в связке с 113-сильным двигателем начали ставить вариатор Jatco JF015Е, причем исключительно в кросс-версии Stepway (картер коробки уменьшает дорожный просвет на 25 мм). X-Tronic намного приятнее по части динамики и экономичности, нежели 4-ступенчатый «автомат», но слывет «нежным». Впрочем, типичные покупатели таких машин обычно ездят аккуратно.

В случае с Logan риск нарваться на такси очень высок, а вот Sandero чаще брали в службы доставки. Больше всего шансов избежать служебного прошлого с версией Stepway (такую имели и седан, и хэтчбек). Если нужен самый простой и выносливый вариант, лучше искать авто с 8-клапанным двигателем и МКПП, а более современные агрегаты предлагает связка 113-сильного мотора и вариатора.

За такси (часто с пропановым или метановым ГБО и пробегом 300-400 тыс. км) просят от 6,5 тыс. долларов, а вот «гражданские» машины стоят от 11 тысяч. Цены на седаны и хэтчбеки с приставкой Stepway могут достигать 16-17 тыс. долларов, но все равно эти автомобили заметно дешевле одноклассников.

Skoda Rapid

В обзор попадают оба поколения модели, выпускавшейся для нашего рынка в Калуге. Впрочем, Rapid образца 2020 года – просто глубоко модернизированный вариант предшественника, отличия сводятся к оригинальной оптике, наружным панелями кузова и новому интерьеру. В любом случае сохранился практичный кузов лифтбек, что является одним из серьезных конкурентных преимуществ модели.

Skoda Rapid первого и второго поколений

Что касается силовых агрегатов, то основной вариант – это 1,6-литровый двигатель MPI серии ЕА211 мощностью 90 или 110 л.с., который работал в паре с 6-ступенчатой МКПП или 6-ступенчатым «автоматом» Aisin. В целом неплохое сочетание в части динамики, комфорта и расходов. Но была еще и связка 1,4-литрового турбомотора TSI (125 л.с.) и 7-ступенчатой роботизированной коробки DSG. Двигатель отличный, а вот DQ200 в подержанном состоянии – фактор риска, пусть даже речь идет о поздних версиях после многочисленных ревизий от производителя.

Опять же Rapid часто используется в такси и корпоративных парках, так что самые дешевые машины – с коммерческой эксплуатацией. Но даже за такие варианты продавцы хотят 9-13 тыс. долларов, а дальше ценник растет примерно до 17 тысяч за автомобили предыдущего поколения (есть среди них и более дорогие экземпляры). Ну а второе поколение Rapid подается по цене от 10 до 22 тыс. долларов.

Таким образом, вариант попроще-подешевле – это рестайлинговый Rapid первого поколения с 1,6-литровым двигателем и любым вариантом коробки, побогаче-подороже – новая версия, причем в плане динамики и экономичности лучше отдать предпочтение связке 1,4-литрового TSI и 7-ступенчатой DSG. Будет недешево, но больше шансов, что автомобиль из-под частника.

Volkswagen Polo

Практически всё сказанное выше касается и Polo, но с рядом оговорок. Так, первое поколение модели, тоже выпускавшееся в Калуге до 2020 года, имело оригинальный кузов седан, а с 1,4-литровым турбомотором можно было получить и 6-ступенчатую МКПП (и это, пожалуй, лучшее сочетаний с любой точки зрения).

Volkswagen Polo седан и лифтбек

В 2020 году российский Polo сменил поколение – и превратился в лифтбек. По сути, это тот же Rapid, но с оригинальным стайлингом. Модель стала практичнее, 6-ступенчатая МКПП ушла в прошлое, в остальном всё сказанное выше про Skoda справедливо и для этого Volkswagen. Это же касается и коммерческой эксплуатации, так что недорогие варианты, выставленные на продажу, нужно изучать очень скрупулезно, а «хорошие», как правило, очень дороги.

3-5-летние седаны стоят 8 до 17 тыс. долларов, за 1-3-летние лифтбеки просят от 13 до 21 тысяч, разумеется, с исключениями в обе стороны. Как водится, в случае с более дорогими версиями выше вероятность, что они жили спокойной семейной жизнью, а не катали в круглосуточном режиме без выходных.