На юг!

– Я уже на Tesla побывал в самой северной точке Европы – на Нордкапе, был в Мурманске, в Териберке (самая северная точка в России, куда можно добраться на автомобиле), на Байкал ездил, в том числе и в «Байкальской миле» участвовал, – вспоминает свои путешествия Артур Туманов.

Свое хобби он превратил в бизнес, а бизнес – в хобби: основанная им компания tesla-cars.by известна не только продажей электромобилей, но и разными, порой сумасшедшими, проектами, которые популяризируют электромобили в Беларуси. Помните, как мы гоняли в Могилев на Tesla Model Y и Geely Geometry C, проверяя реальную дальнобойность на скоростной трассе? Артур тогда высадил на «Геометрии» батарею в ноль, до зарядной станции машину пришлось толкать вручную!

В общем, Туманов тот еще искатель приключений. И когда северные направления были более-менее освоены, он решил переключиться на южные, причем совместив с семейной поездкой. Лето же!

– Ехать решил в Тунис, потому что эта арабская страна отличается низким уровнем преступности, то есть очень хорошие шансы вернуться назад на машине, с колесами. То есть это направление виделось достаточно безопасным, – объясняет Артур. – Конечная цель – пустыня Сахара, та местность, где снимали «Звездные войны». Плюс соленое озеро Шотт-эль-Джерид – летом оно полностью высыхает, получается гладкая поверхность. По ней как раз проходил маршрут «Дакара». Но, конечно, было много других промежуточных точек на нашем пути, которые мы посещали.

Максимум проезжали 600-700 километров в день. Не потому, что не могли, а потому, что не хотели. Выезжали утром, днем обедали, заряжались, были какие-то мини-экскурсии. Например, Будапешт мы не объезжали по магистрали, а заехали в сам город и пару часов там погуляли. А на обратном пути проехали через высокогорную дорогу Гросглоккнер в Австрии. То есть это не была поездка галопом по Европам. Не только мчали по автобанам, но и ехали местными красивыми дорогами.

Нас было четверо. Места хватило всем, весь багаж поместился с запасом. Минус же только один – дети-подростки, которые уже выше меня, жаловались на задний диван. Крышу они головой не подпирали, места им хватало, но оказалась неудобной форма сидений – долго в них не усидишь.

Tesla для путешествий? Идеально!

Автомобиль, на которым мы отправились в поездку, – Tesla Model S Plaid. Я считаю, что это идеальная машина для путешествий. Несмотря на свою мощность – три мотора суммарно развивают 1034 лошадиные силы, – этот электромобиль очень дальнобойный: заявленный запас хода – 628 километров, и он действительно в спокойном режиме может проехать 600 километров.

Но самое большое преимущество даже не именно этой версии, а любой «Теслы» – она может заряжаться как на станциях сторонних производителей, так и на фирменных «Суперчарджерах». Если бы я поехал, скажем, на электрическом «Мерседесе», у меня бы такой возможности не было.

Это европейская версия, и у нее разъем ССS Combo. Плюс с каждой новой европейской Tesla Model S и Model X предоставляется бесплатная зарядка на «Суперчарджере» на 10 тысяч километров. Забегая вперед, скажу, что за 6500 километров пути на зарядку я не потратил практически ни копейки!

Еще один плюс, не связанный с экономикой. Приезжаешь на станцию IONITY – там четыре зарядные колонки, все заняты. Приезжаешь на «Суперчарджер» – 12 колонок и всего две машины на зарядке. Да, Tesla частично открыла свои «зарядки» для электромобилей сторонних производителей, но это небольшой процент, так что очередей по-прежнему нет.

И конечно, скорость зарядки: в Европе еще встречаются старые станции на 150 киловатт, но мощность новых – 250 киловатт. «Пустую» батарею до 80 процентов на таких можно зарядить за 20-25 минут.

А я как раз пытался приехать на «Суперчарджер» с разряженной батареей, потому что первые проценты «набегают» быстрее всего. Вот я и топил по трассе, ни в чем себе не отказывая и приезжая с остатком буквально в 3-5 процентов. Благо навигация рассчитывает маршрут до зарядной станции и запас хода с учетом рельефа и (как заявляет сама Tesla) с учетом направления и силы ветра. И расчеты эти очень точные: сколько показывает – столько обычно и получается. Хотя бывают редкие исключения, но об этом чуть ниже.

Про Европу и «зарядки» рассказывать особо нечего. В Польше много местных «зарядок», но с ультрабыстрыми IONITY и Supercharger чуть хуже, а дальше – всё замечательно: зарядных станций много, можно выбирать наиболее удобные в плане маршрута и момента, когда надо заряжаться.

Я заряжался как получалось. Если совмещал с остановками на обед, то за это время (45 минут) машина успевала и до 100 процентов зарядиться. Если короткая техническая остановка (туалет, магазин на заправке), то до 80 процентов. Я же был с семьей, у меня не было спешки, мы периодически где-то останавливались в интересных местах.

Поскольку я везде ехал на пределе разрешенной скорости, а на автобанах это 130 километров в час, то зарядки хватало на 400 километров. Ехал бы медленнее, запас хода был бы еще больше.

Тунис и электрификация

Из Италии в Тунис мы добирались на пароме (туда – из Палермо, обратно – в Геную), и это единственная часть маршрута, где обходились без машины. Ну а дальше – только на своих колесах. Но как с «зарядками» в Африке?

В Тунисе на всю страну четыре быстрые зарядные станции, в основном на заправках. Ну как быстрые? Всего 50 киловатт мощности. И чуть более десяти медленных на 22 киловатта. Часть из них – на заправках, часть – при отелях, причем марок Tesla и Porsche. И все они бесплатные, хотя есть нюансы.

По Тунису мы ездили восемь дней, но за это время не видели ни одного электромобиля. Поэтому все «зарядки» свободны. Если не заставлены обычными машинами.

А именно так и произошло с «зарядкой» при отеле в городе Сус. Я специально выбрал его, чтобы за ночь зарядить батарею. Так вот, путь к зарядной станции перекрыл Range Rover. Местные сказали: мол, никаких проблем, оставляй ключи, хозяин машины придет, уберет ее, мы подгоним «Теслу» и зарядим.

Утром встаю, а машина как стояла, так и стоит. В итоге подключиться к «зарядке» удалось только за полчаса до выезда. А Tesla принимает всего 11 киловатт переменного тока, так что быстро не зарядишься. Батарея была полна всего на 71 процент, но компьютер обещал 470 километров, а мне надо было проехать 370. Я подумал, что не буду стоять и ждать четыре часа, мне этого хватит.

И мы поехали в Тозеур, расположенный на юге страны. Я думал, что если буду спокойно ехать со скоростью 90-100, то запаса батареи хватит. Но я не учел погодные условия: ближе к пустыне температура поднялась до +45°С, был еще встречный ветер. В итоге в какой-то момент я понял, что до отеля с медленной «зарядкой» не доеду – слишком много энергии уходит на охлаждение салона и батареи. Но чуть ближе была еще одна зарядная станция, и я надеялся, что хоть до нее дотяну.

И Tesla превратилась в кирпич…

Но когда до той «зарядки» оставалось 22 километра, Tesla показала полный ноль. Я надеялся, что, может, смогу еще немного проехать: когда-то на Model X я при том же ноле проехал еще 50 километров, но тогда не было таких условий. В итоге, не доехав 8 километров, мы остановились (забегая вперед, скажу, что оставшееся расстояние не имело разницы – та «зарядка» все равно не работала).

Пустая дорога, нет никого. Звонить некуда, да и связи практически нет. Хорошо, что в машине вода была. В итоге стали «голосовать». Сначала остановились ребята на мопедах, предложили подвезти меня до города. Но нельзя же оставлять семью на дороге! В итоге уехали все на попутной машине. Кстати, скажу, что пока мы там были, останавливались практически все проезжавшие мимо машины, только одна поехала дальше. Это говорит о том, что в Тунисе люди доброжелательные. Но по-английски там никто не разговаривает, кроме как в отелях, только по-французски. Так что изъясняться пришлось «на пальцах».

Добрались до города, семья осталась в отеле, а я с эвакуаторщиками отправился «Теслу» забирать. Это на самом деле не так просто, если машина полностью разряжена. В таком случае она закрывается, блокируется. Чтобы ее открыть, нужно совершить целую последовательность действий.

Рядом с буксировочной проушиной есть два проводка. Подаешь на них питание – открывается капот. Там выведена плюсовая клемма, с помощью которой автомобиль можно «прикурить» – оживает бортовой компьютер, и ты уже можешь перейти с «паркинга» в «нейтраль», чтобы закатить машину на платформу. Более того, когда приехали в отель, процедуру пришлось повторить еще раз, чтобы скатить машину с платформы и поставить заряжаться. Зато после этого она «ожила»! И за ночь полностью зарядилась.

Сахара, город для «Звездных войн» и не только

На следующий день отправились в пустыню – там построен целый город для съемок первых серий «Звездных войн». Там и была наша символическая точка назначения. Сделали памятные фото. На самом деле остались смешанные впечатления.

С одной стороны, памятное место для тех, кто смотрел «Звездные войны». С другой – там все в таком упадке, что практически нечего и смотреть. Мне кажется, там можно было бы сделать настоящий аттракцион для фанатов киносаги, а так просто какие-то развалины старого города, где местные продают какие-то самодельные сувениры, предлагают покататься на верблюдах – и всё.

Но там же рядом находится знаменитое соленое озеро Шотт-эль-Джерид – оно интересно смотрится и на фото, и вживую. И конечно, сама пустыня Сахара выглядит завораживающе!

После этого поехали уже в город Сфакс – это второй по величине город Туниса после столицы, хотя намного более скромный. Опять же выбирал отель с зарядной станцией. С ней всё в порядке: она работает, ничто не мешает подключиться, вот только стоимость зарядки – 20 евро в час! Мне заряжаться часов 7 – выйдет 140 евро. Притом что сам номер стоит 50 евро! Но в Сфаксе есть еще две «зарядки» – поехал на ближайшую и спокойно зарядился абсолютно бесплатно.

Как уже сказал, электромобилей в Тунисе не видел. Насколько я понял, Tesla в моем автомобиле узнавали только дети – для местных взрослых это просто какая-то иностранная машина. Мне кажется, многие даже не понимали, что это электромобиль.

Дороги на удивление неплохие. Есть один автобан, который идет от столицы на юг. Он платный, принимают только наличные. У меня как-то не оказалось местных динаров – взяли в евро, но по сумасшедшему курсу. Карты принимают нормально, например, в столице, а за ее пределами – разве что на заправках, в магазинах, отелях, при этом смотрят на тебя круглыми глазами.

Страна бедная, но местные жители очень доброжелательны. В туристических местах, конечно, много попрошаек и всех этих фокусов с тем, чтобы вытрясти из путешественников больше денег, вроде аттракциона «залезь на верблюда бесплатно, а чтобы слезть, плати».

Основная экскурсионная программа была на севере. Мы посмотрели развалины Карфагена. Сам старый город Тунис очень красивый, его называют арабским Парижем – там есть свои Елисейские поля, здания во французском стиле. И в то же время есть старый город с узкими улочками. А был еще город Сиди бу Саид – и он полностью в греческом стиле, с бело-синими домиками.

А еще чуть севернее столицы – местный курорт Гаммарт с огромным пляжем, куда отдыхающие приезжают прямо на машинах и становятся у берега моря, загорают, ловят рыбу…

Что-то меня зацепило, захотел там погонять по песку, подрифтить. Выключил систему стабилизации, вроде вначале всё классно шло: машина едет, песок во все стороны. Но в какой-то момент – раз! – остановился и больше не тронулся. Колеса пробуксовали, сел на днище и просто так не выберешься. Часа два пытались машину вытащить, порвали все тросы, пока не приехали матерые джиперы с нормальной стропой и не выдернули ее.

Подытожим

В ходе поездки ни одна Tesla не пострадала. Преодолев в общей сложности около 6500 километров, благополучно вернулись в Минск без единой поломки. Единственное, что было, – периодически «глючил» бортовой компьютер. Такое ощущение, что машине не нравится это постоянное «перепрыгивание» из одной сотовой сети в другую. Когда езжу по Беларуси, никаких проблем нет, а в поездке случалось раз в два дня. Но это «лечится» перезагрузкой, даже останавливаться не надо.

Да, еще стоит иметь в виду, что в Тунисе мобильная связь так себе. Только в крупных городах LTE, а так – 3G, за городом связи вообще может не быть. В Тунисе фирменная тесловская навигация вообще не работала, не прокладывала маршрут – ехал по заранее сохраненным в смартфоне Google-картам.

Маршрут планировал сам, по Европе отели бронировали день в день (так, кстати, получается брать номера по очень выгодным ценам), в Тунисе – за день из-за «зарядок». Опять же эта поездка показала, что даже если зарядных станций мало, это не проблема, когда электромобилей еще меньше. Главное, чтобы они работали и не были заставлены другими машинами. Ну и запас хода 400 километров обязателен, без этого можно влипнуть в приключения.

Электромобили в базе объявлений Автобизнеса