Ты помнишь, как все начиналось...

Судьба этого трамвая необычна. Трехсекционный полностью низкопольный трамвайный вагон модели B85300М, первенец компании "Штадлер Минск", был изготовлен на заводе в Фаниполе в 2014 году. Он стал тогда настоящей сенсацией: современный внешний вид; 100-процентно низкий пол в каждой из трех секций; повышенная вместимость (258 пассажиров при норме 8 чел./кв.м); четыре широкие двери для входа/выхода с каждой стороны и две кабины управления (такому "челноку" не нужны разворотные кольца); высокий уровень комфорта в салоне (климат-контроль; меньшая шумность; розетки для подзарядки ноутбуков и телефонов); высокая мощность тяговых электродвигателей и соответственно высокая (до 75 км/ч) максимальная скорость движения; интуитивно понятное и компактное размещение органов управления и улучшенная обзорность в кабине водителя; уникальные системы пассивной безопасности и комплексная информационная система безопасности - ничего подобного на просторах СНГ еще не производилось! И это была отечественная разработка!

Напомним: дизайн экстерьера и интерьера этого трамвая был полностью разработан специалистами Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля (РКЦМП), который является структурным подразделением Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси. 

Впервые трамвай B85300М показали в Минске в мае 2014-го: во время проведения чемпионата мира по хоккею вагон демонстрировался на площадке у "Минск-Арены". А в сентябре состоялась его мировая премьера в рамках престижной выставки Inno Trans 2014 в Берлине - там трамвай из Беларуси представили уже под именем "Метелица".

Российские смотрины

Планировалось, что запущенные в серийное производство "Метелицы" будут поставляться в российские города в рамках увеличения подвижного состава к чемпионату мира по футболу 2018 года. В связи с этим трамвай B85300М проходил тестовые испытания в Москве (февраль - июнь 2015 года), Самаре (июнь 2015-го - апрель 2016-го), Краснодаре (июль 2016-го - март 2017 года). 

В 2016 году компания "Штадлер Минск" заявила "Метелицу" к участию в московском тендере. Однако контракт на поставку в российскую столицу 300 трамваев в течение 2017-2019 годов выиграл консорциум российских компаний ООО "ПК Транспортные системы" и "Метровагонмаш". Модель-победитель - трамвайный вагон 71-931М "Витязь-М".

После испытаний в Краснодаре трамвай B85300М вернулся на завод, а в июле 2017 года был передан в опытную эксплуатацию в филиал "Трамвайный парк" ГП "Минсктранс". Три месяца "Метелица" восхищала пассажиров белорусской столицы, а затем вновь отправилась на завод - насчет развития трамвая у Минска тогда не было никаких конкретных планов...

Питерская командировка

В июле прошлого года "Метелица" прибыла в Санкт-Петербург - вагон был передан для опытной эксплуатации в Совмещенный трамвайно-троллейбусный парк СПб ГУП "Горэлектротранс".

Перед отправкой в Санкт-Петербург "Метелица" прошла техническое обслуживание на заводе в Фаниполе и сменила окрас: ярко-желтый уступил место бело-голубому (это фирменные цвета Stadler), а на бортах расположились приветственные слоганы петербургского "Горэлектротранса" - "Всем по пути" и "GET the city".

В течение почти девяти месяцев - с августа прошлого по апрель нынешнего года - возила "Метелица" пассажиров в Северной столице России. Расчет, впрочем, был вполне меркантильный: власти Петербурга планируют масштабное обновление трамвайного парка - по последним данным правительство собирается выделить из городского бюджета средства на закупку 500 новых трамваев до 2025 года. Компания "Штадлер Минск" не прочь побороться за питерский контракт!

Снова в Минске

После возвращения из Питера "Метелица" прошла очередное техническое обслуживание и ребрендинг: борта трамвая были украшены символикой II Европейских игр.

В течение трех месяцев "Метелица" будет работать в Минске. Пока не завершатся Евроигры - на первом маршруте ДС ''Зеленый Луг'' - пл. Мясникова.

Вчера мы проехались на "Метелице" от ж/д вокзала до Зеленого Луга и обратно. Впечатления? Конечно, за пять лет технический прогресс ушел вперед, но для Минска "Метелица" по-прежнему остается "трамваем мечты": легкий вход/выход, кнопочное открывание дверей, мягкий ход, меньше шума, много света, больше вместимость и мест для сидения, предусмотрены места для инвалидных колясок. Опять же дизайн, за который не стыдно...

Из "минусов" - узкие проходы между сиденьями в районе тележек (но это проблема, пожалуй, всех низкопольных трамваев) и отсутствие больших накопительных площадок с удобными горизонтальными поручнями, так как данная модель выполнена по челночной схеме, двери у нее сделаны с двух сторон (для Минска ненужная опция).

Что касается жалоб на якобы "неэффективную" работу климат-контроля, которые поступают от пассажиров, то проблема здесь кроется в несознательности части пассажиров. Над каждой форточкой в салоне нанесена надпись: "При работе кондиционера в салоне трамвая просьба форточки не открывать". Тем не менее находятся пассажиры, которые открывают форточки, наивно полагая, что поступающий с улицы горячий воздух сможет их охладить, а потом жалуются: кондиционер не работает!

Иногда доходит до скандалов. Свидетелями одного из них мы и стали вчера. Умудренный опытом мужчина требовал открыть форточку, потому что ему было жарко. Молодой парень форточку упорно закрывал, доказывая, что при работающем кондиционере открывать ее нельзя. К счастью, победили молодость и здравый смысл, а до рукоприкладства дело не дошло. После того как эксперименты с форточкой были завершены, в салоне действительно стало прохладней.

Еще один "минус" - несмотря на всю продвинутость амортизирующей системы, "Метелицу" на отдельных участках первого маршрута начинает ощутимо бросать из стороны в стороны. Но это претензии скорее к рельсовому полотну...

Минчане, конечно, рады возвращению "Метелицы" - побольше бы таких вместительных и комфортных вагонов. Гости столицы смотрят на трамвай с восхищением. "Метелицу" активно фотографируют и делают на ее фоне селфи - трамвай стал настоящей достопримечательностью Минска.

Хочется верить, что будущее у "Метелицы" в Беларуси есть. Недавно стало известно, что власти столицы всерьез рассматривают проект организации скоростного трамвая в Сухарево. Город, по словам нового мэра Анатолия Сивака, в ближайшей перспективе собирается модернизировать и инфраструктуру, и подвижной состав минского трамвая.

Останется ли в столице конкретный трамвайный вагон, который вновь получил 168-й парковый номер? В пресс-службе ЗАО "Штадлер Минск" это предположение не подтвердили, но и не опровергли. Ясность в этом вопросе появится ближе к осени…

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото автора, РКЦМП ОИМ НАН РБ, ГУП "Мосгортранс", СПб ГУП "Горэлектротранс"

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!