"Привык работать и в жару, и в мороз"

Рабочая смена у водителей в Ремавтодоре Фрунзенского района начинается в 8.00, но мыть дороги большинство из них выезжает примерно с 9.00, чтобы не мешать другим водителям в утренний час пик. К тому же мойка на более свободных дорогах будет быстрее и эффективнее. С Виталием мы выезжаем со стоянки техники предприятия и едем заправлять машину водой.

В кабине с закрытыми окнами жарко от горячего двигателя и асфальта. Скорость машины во время полива невысокая – около 20 км/ч, поэтому Виталий работает с открытыми окнами и люком, чтобы был сквозняк. Хотя в рабочей машине нет излишеств вроде кондиционера, мужчина говорит, что привык ездить и в сильную жару, и в морозы, и в снегопад, поэтому летом особых неудобств не испытывает.

Оборудованных станций, где заправляется водой коммунальная техника со всего Минска, в городе две: одна находится в районе перекрестка улиц Крупской и Ташкентской, вторая – на улице Саперов. В начале рабочего дня там большая очередь из поливомоечных машин.

"В течение дня мы еще будем заезжать сюда. Вместимость бака в машине – 9 тонн, при мойке дороги этого хватает примерно на 5 километров", – поясняет Виталий.

Наконец доходит наша очередь на заправку. Виталий ставит машину так, чтобы люк в верхней части бака был прямо под краном, отдает документы, и оператор запускает подачу воды. После заправки отправляемся на первую названную мастером улицу Одоевского.

"Во-первых, мы не просто поливаем улицы водой, чтобы освежить их, как думают многие, а моем. То есть наша основная задача – сделать проезжую часть чистой. Смываем с нее пыль, песок, скошенную траву. Часть грязи сразу уходит в ливневую канализацию, часть остается у бордюра. Если потребуется, следом мастер отправит технику или людей, которые соберут мусор, и сделать это после нас гораздо легче, – рассказывает по дороге водитель. – Поливомойки выезжают на улицы города каждый день и каждую ночь, причем не только в жару. Мы работаем, как только устанавливается положительная температура воздуха".

Список улиц и задачи выдаются водителям в начале смены мастерами. В течение дня план может корректироваться, так как мастер объезжает все улицы в районе, отмечая проблемы, которые требуют решения. По словам Виталия, весной основная задача техники – как можно быстрее смыть с дорог песок и реагенты, которыми они посыпались зимой.  Особое внимание отводится МКАД  – обслуживающая дорогу организация ночью заказывает технику у ремавтодоров города, и колонна быстро очищает проезжую часть от песка. 

Летом мойка дорог нужна для регулярного поддержания чистоты – так в городе будет меньше пыли. В жару, конечно, работы больше. Машины смачивают и охлаждают раскаленный асфальт, чтобы он меньше деформировался:

"Попробуйте не протирать пыль на мебели несколько недель. Так и с дорогами – они у нас чистые, потому что их регулярно моют и убирают. Если не убирать, это сразу станет заметно. В сухую погоду от колес пыль будет подниматься столбом, жители квартир, расположенных вдоль проезжей части, не смогут открыть окна. Помимо наших машин у дорожных служб немало и другой техники для уборки: "бродвеи", пылесосы. Все они не взаимозаменяемы, каждый вид лучше справляется с той или иной задачей", – поясняет Виталий.

В ремавтодоре мужчина работает 8 лет, уже много лет ездит на одном автомобиле, который правильно называется КДМ – комбинированная дорожная машина, то есть при необходимости ее функционал можно менять. Летом на эту технику ставится бак для воды – машины переоборудуются в поливомойки, а зимой его заменяют на отвал для чистки дорог и бункер для песчано-соляной смеси.

"Повредить чужую машину во время полива нельзя, а вот за пешеходами надо следить"

Прибыв на нужную улицу, водитель нажатием кнопки включает полив – мойка начинается. Люди, стоящие на остановке транспорта, на машину не обращают никакого внимания. Форсунки в машине настроены таким образом, что сильный поток воды ударяется в бордюр и уходит в канализацию, смывая мусор, но не достигая пешеходов на тротуаре. Силу напора водитель выставляет заранее на базе. В некоторых машинах она зависит от оборотов двигателя авто, но в машине Виталия практически не зависит.

"Силу напора и его направление мы выставляем в зависимости от того, какую работу нам поручают. Для мойки дороги выставляем струю, чтобы была возможность помыть два ряда проезжей части и при этом не задеть пешеходов. Можно направить воду по разные стороны автомобиля – такой режим работы подойдет скорее для освежения и охлаждения асфальта в жару. Для полива растений напор воды будет совсем маленьким, меньше, чем в домашнем кране, чтобы их не вымыло. Кроме того, летом  мы выполняем множество других работ: доставляем воду строительной технике, например, при постройке дома или заправляем катки и другую технику во время ремонта дороги, иногда нас даже отправляют на тушение горящей травы".

По словам нашего героя, во время работы нужно внимательно следить и за пешеходами, и за другими водителями.

"Случаев, когда во время мойки дороги водитель повреждал чужой автомобиль, я не припомню. Такое скорее может случиться во время покоса травы или обработки дороги зимой. Испачкать чью-то машину или попасть струей в открытую форточку авто тоже маловероятно, потому что струя бьет примерно на уровне колес. Поэтому с водителями обычно конфликтов на этой почве не бывает. Максимум, если кто-то только выехал мойки, старается меня объехать.

А вот от пешеходов, на которых может попасть вода, вопросы к нам бывают. Хотя мы всегда внимательно смотрим на дорогу, но пешеход может оказаться в самом неожиданном месте, например стоять за припаркованными вдоль дороги машинами. Или водитель легкового авто, припаркованного возле дороги, в неподходящий момент может открыть дверь, чтобы выйти из автомобиля. Казалось бы, езжу на большой машине, шум воды слышен издалека, но некоторые, видимо, не обращают внимания".

После перекрестка с проспектом Пушкина дорога сужается, теперь улица имеет всего по одной полосе в каждом направлении, к тому же по краю дороги стоят машины:

"Проехать в таких местах на грузовике абсолютно несложно. Сложнее ездить по дворам, куда иногда нужно подвезти воду, например, для ямочного ремонта. Вообще мыть дорогу припаркованные авто не мешают, разве что страдает качество мойки. Машины скорее мешают работать зимой во время уборки снега".

"Влажная пыль лучше смывается с дороги, чем сухая"

Проехав по одной части улицы Одоевского, Виталий собирается развернуться, чтобы помыть дорогу во встречном направлении. На перекрестке проезжая часть снова расширяется, и выполнить разворот большая машина может только из среднего ряда, но водитель легкового автомобиля слева пытается проскочить вперед.

"Такие ситуации не редкость. Есть водители, которые понимают, что надо пропустить, а другие то ли не видят, то ли не хотят. Хотя в ПДД прописано, что грузовой автомобиль может разворачиваться из среднего ряда, если не хватает габаритов из крайнего", – вздыхает Виталий.

Распространенная претензия в адрес водителей поливомоек – мытьё дорог во влажную погоду.

"По технологии такая мойка будет даже более эффективной, чем в сухую, потому что смоченная пыль и грязь будут легче уходить с дороги. Конечно, в ливень дороги никто не моет, но если моросит небольшой дождик, выезжаем. Даже когда моем МКАД после зимы, сначала идет машина, которая смачивает песок, а за ней остальные, которые смывают его. То же касается полива деревьев: если сильного дождя давно не было, полив необходим, потому что только так можно смочить землю достаточно, чтобы влага достигла корней. Но люди этого не понимают, начинают снимать нас на телефон и строчить жалобы", – объясняет водитель.

Воды в бункере осталось совсем мало, поэтому снова едем заправляться и отправимся на улицу Скрипникова. Очередь на заправке заметно уменьшилась, поэтому сейчас ожидание занимает гораздо меньше времени. 

Приехав на место, понимаем, почему тут нужна мойка: траву возле проезжей части недавно косили, первая полоса засыпана растительностью. После проезда машины дорога становится заметно чище, хотя специальная машина, которая уберет сбитую к бордюру траву, тут еще понадобится. Когда едем обратно, замечаем, что проезжая часть на обратной стороне уже практически сухая. В жару, думается, она высыхает еще быстрее.

На одном из участков видим столб пыли – здесь идет строительство, дорога на выезде со стройки покрыта слоем грязи. Поливомойка, конечно, освежит воздух, но ненадолго.

Бак в машине снова пуст, и после третьей заправки Виталий помоет улицы Евфросинии Полоцкой и Кириенко. Здесь тоже на некоторых участках была скошена трава, и после проезда коммунальной техники становится заметно чище.

Обывателю может показаться, что в работе водителя поливомоечной машины нет ничего сложного: нажал на кнопку – и поток воды сделает всю работу сам. Но это не так, водителю требуется много знаний и умений. Во-первых, водители нередко сами обслуживают технику. Во-вторых, они настраивают оборудование для определенного вида работ, во время движения должны выбрать правильную скорость и расстояние до бордюра, чтобы эффективно убрать те или иные загрязнения. От всех этих параметров зависит качество мойки. Кроме того, во время движения им нужно следить за другими автомобилистам и пешеходами.

То, что мойка улиц требует мастерства, подтверждают ежегодные соревнования поливомоечных машин, которые в июле проводятся в Минске. В них участвуют водители из всех дорожных организаций столицы, и водитель из Фрунзенского района Алексей Прорашнев дважды занимал призовые места.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!