Тендер на поставку 97 низкопольных троллейбусов большого класса для питерского ГУП "Горэлектротранс" состоялся в самом конце 2021 года. В нем участвовали две российские компании: Торговый дом "Транс-Альфа" и "Автотехкомплект", представлявшая интересы белорусского производителя. "Автотехкомплект" предложил лучшую цену и выиграл тендер. В конце января был заключен контракт на сумму 3.356.248.500 российских рублей. Санкт-Петербург станет первым городом в ЕАЭС, который получит такие суперсовременные машины.

"Ольгерд" – это троллейбус пятого поколения. При его проектировании конструкторы применили принцип модульности. Кузов состоит из отдельных секций, или модулей, с унифицированными размерами. Все оконные и дверные проемы абсолютно одинаковы – это позволило провести унификацию стекол, других элементов конструкции.

Кузов "Ольгерда" получился облегченным за счет того, что основание изготовлено из открытых профилей, а не труб. Силовой расчет показал, что это можно сделать и при этом уменьшить массу самого каркаса. Еще одно преимущество такого решения – так как все поверхности продуваемые и влага нигде не задерживается, то и коррозионная стойкость нового кузова будет лучше.

Увеличение длины кузова до 12,5 м позволило увеличить площадь низкого пола, общую пассажировместимость и число мест для сидения. При этом на арках передних колес удалось разместить четыре места для сидения, которые смотрят вперед, чего не могло быть на машине третьего поколения "Сябр". Кроме того, в кузове пятого поколения удалось в два раза увеличить размер накопительной площадки и оборудовать там сразу два места для инвалидных колясок.

В варианте с увеличенным автономным ходом (модификация 32100D) тяговые аккумуляторные батареи размещены за глухой вертикальной перегородкой в заднем свесе кузова. При этом по требованию заказчика в салоне питерских троллейбусов будет установлено 30 пассажирских сидений, а также оборудовано место кондуктора с индивидуальным обогревом от низковольтной сети и ящиком для личных вещей с возможностью запирания. Накопительная площадка в центральной части салона обеспечивает возможность размещения детской коляски, инвалидной коляски, крупногабаритного груза. Здесь же на левой боковине кузова установлены три откидных сиденья. Общая пассажировместимость троллейбуса – не менее 83 человек.

Двери пассажирского салона – поворотно-лавирующего типа с электрическим приводом, предусматривающим функцию антизажима с активной кромкой и регулировку зажатия с усилием не более 5 кг. Предусмотрена система адресного открытия дверей ("теплые кнопки").

Большое внимание заказчик уделил созданию комфортных и безопасных условий для работы водителей. Предусмотрены травмобезопасная рулевая колонка с регулировкой по высоте и углу наклона и многофункциональное рулевое колесо, программируемые органы управления. Троллейбус должен быть оснащен датчиком дождя для автоматического режима стеклоочистителя и датчиком света для автоматического включения освещения салона, наружной световой оптики.

Кресло водителя имеет: обивку из ткани; поясничную поддержку; регулируемый электроподогрев; регулировки по высоте, по углу наклона подушки и спинки; продольную регулировку; демпфирующий элемент вертикальных нагрузок с регулировкой по весу водителя; регулируемые откидные подлокотники по углу наклона; регулируемый по высоте и углу наклона подголовник; ремень безопасности; быстрый сброс воздуха для облегчения выхода водителя. 

Установлена система контроля бодрствования водителя (в случае поступления от нее соответствующего сигнала должно сниматься тяговое усилие, включаться аварийная сигнализация, а при достижении скорости 0 км/ч – остановочный тормоз).

Вошли в число заказанных опций также система прямого замера давления в шинах с выводом информации в кабине водителя и автоматическая система обнаружения аварийного повышения температуры или пожара, оповещения и управления средствами пожаротушения в ручном и автоматическом режимах.

Заказчик затребовал установку диагностической системы с контролированием и запоминанием параметров: тока, высоковольтного и низковольтного напряжения, скорости, положения органов управления, состояния дверей, температуры воздуха салона, кабины и ошибок. Вся эта информация должна записываться и храниться не менее 30 суток. При этом работники парка должны иметь к ней оперативный доступ.

На троллейбусах будет установлена и система учета прямой и обратной электрической энергии с возможностью дистанционного обмена данными.

Бортовое навигационно-связное оборудование (БНСО) должно включать в себя роутер-коммутатор, модем и транспортную информационную систему. А еще системы: видеорегистрации и видеонаблюдения; кругового обзора; навигационного оборудования; подсчета пассажиропотока; приоритетного проезда; электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП); радиоинформирования пассажиров с ограниченными возможностями "Говорящий город". Еще одна заказанная опция – система автоматического штангоулавливания. 

Предусмотрены раздельные системы климат-контроля в кабине водителя и пассажирском салоне троллейбуса с возможностью работать независимо друг от друга и обеспечивать заданные условия в ручном и автоматическом режимах.

Система автономного хода у "Ольгерда" создана на базе современных накопителей электроэнергии – литий-ионных батарей, которые обеспечивают запас автономного хода до 20 км. "БКМ Холдинг" самостоятельно выпускает такие АКБ. Но для машин питерской поставки их изготовит российская компания РЭНЕРА, входящая в ГК "Росатом". Эти батареи созданы на основе технологии NMC (литий-никель-марганец-кобальт) и характеризуются высокой энергоемкостью и мощностью.

Безопасность тяговых батарей РЭНЕРА подтверждена проведением комплексных испытаний и большим сроком эксплуатации. Работа батареи обеспечивается в широком температурном диапазоне от минус 35°C до плюс 40°C благодаря встроенной системе термостатирования.

Первый "Ольгерд" уже прибыл в Санкт-Петербург и проходит обкатку в Троллейбусном парке №2 СПб ГУП "Горэлектротранс". Завершить поставку всей партии "БКМ Холдинг" должен к июню 2023 года.

Отметим, что троллейбусы "Ольгерд" с УАХ уже работают в Болгарии – девять машин с УАХ были поставлены в городок Враца в 2021 году. А вот в Минске таких троллейбусов действительно пока нет. Но "Ольгерды" есть, правда, электробусы с супербыстрой зарядкой – они обслуживают минчан и гостей столицы с начала прошлого года. 

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!