"Пятый, я седьмой, докладываю. По лесной дороге на большой скорости в направлении государственной границы движется "москвич" вишневого цвета". Такая же машина и точно такого же цвета была в фильме "Бриллиантовая рука". А сегодня это очень редкий экземпляр с четырьмя фарами. Обычно такие авто шли на экспорт, но отбракованные оставались в стране. 

Хотите увидеть этот автомобиль вживую? 17 июля в Центре экотуризма "Станьково" состоится выставка-ралли раритетных автомобилей и мотоциклов. Старт в 10.00, не пропустите! Входной билет для взрослых – 15 руб., для детей от 6 до 16 лет – 5 руб., дети до 6 лет бесплатно, а многодетные семьи – 5 руб. для детей и взрослых.

"Это как сейчас приобрести не просто 12-й "айфон", а 12 Pro Max"

"У нас с братом Алексеем было два деда, оба военные. Один купил ГАЗ-21, второй – "Москвич-408", – рассказывает Сергей Мухлаев, владелец автомобиля. – Так что мы с братом с детства связаны с машинами, у нас в семье их было две. 408-й дедушка покупал в автомагазине в Уручье в 1968 году. По какой-то причине "москвич" остался в СССР, возможно, его отбраковали".

Дедушке Сергея удалось купить экспортную модель, тогда это было модно. Это как сейчас приобрести не просто 12-й "айфон", а 12 Pro Max. 408-й - это новая модель "Москвичей", но некоторые узлы и агрегаты устанавливались от предыдущего поколения 407 и 403. Выпускали их в 1964-1976 гг., причем с 1968-го – вместе с 412-м параллельно. В Скандинавии этот автомобиль продавался как Moskvich Carat, во Франции – как Moskvitch Elite 1360, в Англии – специальная праворульная версия Moskvich 408, в Германии – Moskwitsch, в Финляндии – двухфарный Moskvitsh Elite и четырехфарный Elite de Luxe. Собирались автомобили в Болгарии и Бельгии под названиями "Рила" и Scaldia соответственно. Были даже версии с европейскими дизельными двигателями. 

Машина предназначалась для Африки, у нее впереди был общий диван. Забегая вперед: потом Сергей и Алексей купили точно такую же машину такого же года выпуска, но для Европы и с раздельными креслами.  

"Мы на этом авто ездили в Крым, Прибалтику, как обычно в те годы. Зимой машина хранилась в гараже. Потом на свадьбу дедушка подарил ее мне. Но появились иномарки, и в 1992 году я его продал. Как сейчас помню, за 400 долларов. Это сейчас я понимаю, что очень редкая модель, что семейная реликвия. Но тогда стало модно пригонять авто из Германии, поэтому "москвичи" никому не были интересны. А спустя годы мы с братом решили восстановить автомобили, которые были у нас в семье. Тех уже не нашлось, но купили другие, точно такие же". 

"Стояла задача сохранить кривизну кузова и зазоров"

"На полагающуюся мне по закону премию я по совету друзей решил приобрести автомашину "москвич". Новая модель!" – говорил один из героев "Бриллиантовой руки". В 2018 году братья в Москве нашли точно такой же "москвич", какой был у их дедушки. Даже год выпуска совпадал – 1968-й! Комплектация, цвет – все один в один. Машина была в неплохом состоянии, с пробегом 130.000 км, но требовала тщательной реставрации. Цена была невысокой – 1200 долларов. Учитывая редкие четыре фары, это недорого. 

"Начали восстанавливать полностью в заводское состояние с помощью специалистов по реставрации. Стояла даже задача сохранить всю кривизну кузова и зазоров, как было в те годы. Немаловажно было сохранить и тот самый запах старого советского автомобиля. Ставили все оригинальное, до последнего болтика и хомута. Машину разбирали и собирали заново, красили в тот же цвет, что и был, – рубиновый. Но под лак, поэтому он более яркий. Хром в основном остался тот же, он был в хорошем состоянии, его не трогали. Но нашли бамперы в лучшем состоянии, поменяли. Периодически появляются окислы – это нормально для хромированных деталей, их мы убираем". 

Салон перешивался в современную кожу, но с такой же фактурой и цветом. Дверные карты были в хорошем состоянии, их оставили. Менялись и многие мелочи по пластику, который сложно было найти. А вот ламповый радиоприемник на длинных и средних волнах остался "родным", с ним ничего не делали, он работает по сей день.

"От ультрафиолета старый пластик быстро разлагается. Например, наконечник рычага переключения передач на руле уже покрылся небольшими трещинами. Пластик разваливается здесь моментально. Поэтому машину нежелательно долго оставлять на улице, храним в гараже. В дождливую погоду тоже не эксплуатируем – жалко". 

Мотор здесь стоит "родной", он был относительно в неплохом состоянии, но износ уже присутствовал. Поэтому было решено сделать капитальный ремонт, а заодно подрезать головку блока цилиндров, чтобы можно было ездить на современном 92-м бензине. 76-го уже давно нет в продаже. Этот же 1,45-литровый мотор ставили еще в "Москвич-407". Такие двигатели использовались на советских генераторных станциях, поэтому запчасти на силовой агрегат можно найти и сейчас. Под капотом все тщательно восстановлено и обслужено. Мотор работает и заводится как часы. 

"Мы старались сделать машину такой, какой она была изначально, когда вышла с завода. Обкатали, изменили настройки. Недавно редуктор заднего моста поменяли. А все "детские болезни", например, подтекание масла, все это присутствует и сейчас. Это бесполезно устранять, да и не нужно. Можно сказать, что это конструктивная особенность. Говорят: если из советского авто не течет масло, значит, там его нет".

Немало работы было и по подвеске, так как от старости многие резинки пришли в негодность, а рессоры просели. Все перебрали полностью, а рессоры нашли новые. Мост также был заменен. После этого машина заехала на современный 3D-стенд развала-схождения. Разумеется, перебирались и тормоза. Было много сложностей с поиском оригинальных манжет и деталей ходовой части. Но теперь машина едет идеально ровно, мягко, при торможении ее никуда не ведет. Едет, словно только-только покинула сборочный цех.

"Очень непросто было найти шины, искали по всему бывшему СССР. И оригинальная резина недешевая: в новом состоянии с 50-летним хранением комплект шин может стоить и до 1000 долларов. Мы нашли, поставили – и поняли, что на них ездить невозможно, машина просто "плывет" из стороны в сторону. Ездить на оригинальной резине сегодня небезопасно, поэтому нашли современный аналог, который подошел по размеру. При этом диски и колпаки остались оригинальные – значит, визуально аутентичность авто не была потеряна. А оригинальные шины хранятся в гараже на случай ретровыставок, где нужно показать 100-процентную аутентичность автомобиля". 

"Ездим с братом вдвоем, причем только летом"

Проехались на авто и мы. Ездить на нем действительно легко. В отличие от "жигулей" руль очень легкий. Усилия на остальных органах управления тоже небольшие. Передач четыре, переключаются четко. Моторчик примерно на 50 "лошадок", но за счет коротких передач в потоке можно держаться уверенно. На трассе ездить тоже вполне можно – крейсерская около 90-100 км/ч. Но шумно и посадка не такая удобная, как на современных авто, поэтому далеко ехать трудновато. 

Есть пара моментов, которые хочется отметить отдельно. Например, есть аналог "кондиционера" – с помощью боковых форточек можно направить поток воздуха с улицы на лицо.

А еще кнопка переключения дальнего и ближнего света находится в полу под левой ногой. Ночью удобно переключать!

Омыватель фар тоже имеется, реализован в виде ручного насоса. Качаешь насос рукой, постепенно в системе создается давление и жидкость начинает распыляться на стекло. В 407-м была похожая система, но насос нужно было качать ногой. А вот "дворники" уже с электромотором, хотя в "Москвиче-407" они были с приводом от ДВС.

"На этой машине мы ездим с братом вдвоем, причем только летом, – говорит Сергей. – Да, у нее нет ремней безопасности, кондиционера, ABS и гидроусилителя, но я никаких проблем не испытываю с управлением. Вообще, это весьма удачная модель, сделанная в Советском Союзе. И самобытная – каких-то западных копий, по сути, нет. Надо понимать, как ездить, как тормозить, и после небольшой привычки вполне можно ездить. Когда пересаживаешься на современный автомобиль, замечаешь, как значительно вырос комфорт водителя. Но у современных машин нет такой очень важной опции – перенести тебя в детство. Восстановленные нами с братом "Москвич-408" и ГАЗ-21 справляются с этой функцией на отлично". 

Такая тщательная реставрация обошлась недешево. Сама покупка авто – около 1200$, а реставрация с работой и запчастями стоила около 5800$, итого проект обошелся примерно в 7000$. Причем рыночная цена даже такого редкого "москвича" в таком состоянии не факт, что дойдет до стоимости проекта в целом. Но братья продавать свой автомобиль не собираются. Теперь это их реинкарнированная семейная реликвия, которую передать можно только по наследству. 

Заметки на полях  

Пластиковая обивка передней панели – элемент пассивной безопасности. Особенность экспортных версий "Москвич-408".

Задний ряд не раскладывается, но задний диван можно открутить. Ниши для "запаски" нет, она крепится в левой части багажника. "Номера" стоят современные, но братья изготовили копии советских "номеров" с их семейного авто. 

Радиатор можно принудительно закрыть специальными решетками – актуально для суровых зим. 

Масляный фильтр представляет собой сменный элемент в виде набора картонок. Но был найден современный аналог, который подходит к этому двигателю. 

Кроме фильтра тонкой очистки есть фильтр грубой очистки. 

Бензонасос установлен рядом с выпускным коллектором. Не самое безопасное расположение, поэтому огнетушитель в багажнике лишним не будет. 

Зажигание выставлено идеально, моторчик просто "шепчет" и заводится с пол-оборота. 

Под капотом установлена специальная розетка для лампы-переноски. Починить этот автомобиль можно в любых условиях, все продумано изначально.

Задние фонари красные, под американский стиль. "Поворотники" тоже мерцают красным. 

В машине установлен современный аккумулятор. Но братья планируют купить новый советский. Заработает ли?

Были найдены даже оригинальные брызговики, причем для этой модели они были свои, от более ранних или поздних "москвичей" не подходят.

Педали в отличие от "Москвич-407" уже навесные. В том поколении педали тормоза и сцепления были напольными. 

Ключ зажигания находится слева, прямо как в спортивных авто. Впрочем, 408-е весьма успешно показывали себя в европейских ралли. 

Прокладку клапанной крышки не нашли, пришлось вырезать из пробки. 

Привод сцепления в этом авто гидравлический.

Этой насадки в оригинальном 408-м не было, но она была на семейном автомобиле Алексея и Сергея, поэтому появилась и здесь.

Левого зеркала тоже в оригинале не было, но было в семейном авто. Поэтому его установили и в этот 408-й.

Специально для братьев Мухлаевых белорусский автомобильный художник Артем Халько написал картину с их "москвичом".

Приборная панель читается неплохо и выглядит хорошо. Чувствуется американское влияние. 

Вместе с 408-м был восстановлен и детский педальный "москвич". Покрашен в тот же цвет, что и большое авто. 

Найди свою легенду! Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!