Почему Илона Маска критикуют?

Говоря о гениальности Илона Маска, многие часто приводят как аргумент показатель его IQ в 155 баллов. А еще гениальный человек должен нестандартно мыслить, обладать творческими способностями и, конечно, быть немного эксцентричным. Кажется, такое описание вполне подходит американскому предпринимателю. При этом, по заявлениям самого Маска, он живет с синдромом Аспергера. Это психическое расстройство, при котором человеку трудно взаимодействовать с социумом. Но самое главное, при таком синдроме мышление отличается стереотипностью, а набор интересов совершенно не меняется с возрастом. С одной стороны, это особо не вяжется с гениальностью, а с другой – наоборот. Ведь усидчивость и зацикленность на чем-то одном могут дать большие результаты.

Вместе с тем Илона Маска часто обвиняют в том, что он лишь присвоил себе чужие заслуги. А вся его сила заключается в том, чтобы взяться за уже существующую идею и использовать свое огромное богатство для найма экспертов, которые смогут достичь поставленных целей. И если рассуждать в этом направлении, то все амбициозные идеи миллиардера и правда не оригинальны. Полететь на Марс, создать беспилотные автомобили и многоразовые ракеты, соединить человеческий мозг с компьютером и многое другое – все это уже было до того, как за это взялся Илон Маск. И, конечно, мы не знаем, что происходит за закрытыми дверями в его компаниях, но многие эксперты и журналисты уверены, что он не привнес какой-либо вклад в виде инженерных идей или решений.

Илон Маск

Другое частое обвинение в сторону Илона Маска – его происхождение, точнее, богатые родители. Ведь очень легко зарабатывать деньги, когда они у тебя уже есть. Вдобавок к этому американского предпринимателя все чаще называют не гением инженерии или бизнеса, а просто удачливым человеком, которому сначала посчастливилось родиться в семье изумрудного короля и затем встретить нужных людей в нужное время. Но действительно ли можно было создать SpaceX и Tesla, будучи просто богатым и удачливым человеком? И да, и нет.

От программирования до космоса

Считается, что уже в возрасте 10 лет Илон Маск научился программировать. А всего лишь через два года он продал свою первую программу за $500. Это была видеоигра под названием Blastar. Для подростка звучит очень неплохо. Также у него есть степень бакалавра по экономике и по физике.

В 24 года он открыл свою первую компанию Zip2, которая занималась разработкой ПО для интернета. А в одном из интервью Илон Маск даже рассказывал, что до коммерческого успеха компании у него не было денег на квартиру, поэтому он спал на диване в офисе. Правда, с учетом богатых родителей подобные заявления звучат сомнительно. После продажи Zip2 в 1999 году появилась новая компания – X.com, которая позже была переименована в PayPal и продана eBay в 2002 году.

И только после этого Илон Маск основал SpaceX. Как именно он перешел с программирования к полетам в космос – одна большая загадка. Но самый простой и популярный ответ – просто потому, что мог. Да и вместо формального образования в области ракетостроения у Илона Маска была хорошо развита деловая интуиция. Поэтому он просто обратил свое внимание на нечто новое и прибыльное.

 SpaceX

При этом попасть в заголовки новостей SpaceX смогла только в 2010 году, спустя 8 лет после основания. Тогда она стала первой частной компанией, которая запустила полезную нагрузку на орбиту и вернула ее на Землю в целости и сохранности. До этого такое делали только правительственные учреждения, например, НАСА или «Роскосмос».

Что касается самих ракет, то и тут чего-то инновационного SpaceX не привнесла. И если кто-то и говорит про них, то только из-за оптимизации производства. Так, примерно 80% деталей любой ракеты SpaceX производятся на собственном заводе компании, что снижает стоимость аутсорсинга и цены за фунт полезной нагрузки, а также обеспечивает внутренний контроль качества. Согласно исследованию, проведенному НАСА и ВВС, стоимость перехода от начальной стадии проектирования ракеты Falcon 9 до ее первого полета составляет $440 млн (или треть от той суммы, которая бы нужна была НАСА). Кроме всего этого, почти все (если не все) разработки происходят на базе опыта НАСА или с его прямым участием.

Falcon 9

А еще многие люди уверены, что SpaceX обязана успехом своему президенту и главному операционному директору Гвинн Шотвелл, которая руководит повседневной деятельностью фирмы. В то время как главная заслуга Илона Маска в том, что он нанял Шотвелл из Microcosm и не мешал ей. Правда, присвоив себе при этом все заслуги в достижениях компании.

Ну и нельзя забывать про самую большую мечту Илона Маска – отправить людей на Марс всего за $500 000 за место. Звучит многообещающе и все еще не реалистично. Ни к обещанному 2026 году, ни даже к 2030-му.

Tesla и ее бизнес-модель

За последние годы рынок полностью электрических транспортных средств сильно вырос. Причин для этого очень много, включая новые правила по безопасности и выбросам. Но большую часть массового признания и энтузиазма по поводу электромобилей можно отнести именно на счет Tesla.

Компания появилась еще в 2003 году. При этом Илон Маск не являлся ее основателем. На первых этапах он был всего лишь инвестором, пусть и самым крупным. И именно за счет больших вложений он смог сначала стать председателем совета директоров, а затем и ключевой фигурой в компании, вытеснив оттуда основателей. И точно так же, как и со SpaceX, Илон Маск увидел еще один новый и прибыльный рынок.

Tesla Roadster

В 2008 году мир увидел первый высокопроизводительный электрический спортивный автомобиль класса люкс Tesla Roadster. Машина могла проехать без подзарядки 384 км и по характеристикам почти не уступала спорткарам с ДВС. При этом новинка на рынке особо не волновала конкурентов на фоне всего лишь 2500 экземпляров. Согласитесь, не та цифра, которая могла бы потрепать нервы General Motors.

Но именно в этот момент начала закреплять бизнес-модель Tesla:

  • прямые продажи, а не дилерские центры по франшизе. В компании уверены, что, владея каналом продаж, можно получить преимущество в скорости разработки своей продукции;
  • массовое развертывание зарядных станций. Ведь это самое большое препятствие на пути массового внедрения электромобилей;
  • удобное обслуживание и системы хранения энергии для домов и предприятий.

Вместе с этим Илон Маск вряд ли имел отношение к разработкам самих авто. Здесь будет гораздо уместнее вспомнить Дага Филда, который пришел в Tesla из Apple, а в 2018 году вновь вернулся в «яблоко». Еще тогда многие СМИ отмечали, что его уход стал большой потерей для компании. И, смотря сегодня на линейку Tesla, так оно и есть.

Кто же такой Илон Маск?

Бесспорно, Илон Маск умеет создавать успешные компании и превращать их в лидеров отрасли. У него также есть талант находить возможности и собирать команды для воплощения идеи в жизнь. А его успех как предпринимателя сделал его образцом для подражания для многих начинающих бизнесменов.

Нельзя согласиться и с критикой по поводу того, что Илон Маск полагается на навыки и опыт своих сотрудников при разработке продуктов и технологий, после чего приписывает себе их работу. Ведь как генеральный директор и руководитель Маск отвечает за определение общего направления и стратегии каждой компании, а также контролирует работу своих сотрудников. Он участвует в процессе принятия решений и предоставляет рекомендации и информацию по широкому кругу вопросов – от разработки продукта до маркетинга и продаж.

Илон Маск

И хотя мнения о его конкретных достижениях могут различаться, нельзя отрицать значительное влияние, которое он оказал на многие отрасли промышленности и глобальный разговор о технологиях, инновациях и будущем человечества.

При всем этом сегодняшний мир основан не на том, что делает конкретный инженер, а на том, что делает целая компания. Поэтому и вывод здесь будет зависеть от того, что мы ставим во главе: создателя идеи или ее продавца.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!