В интернете вирусится множество видео, где водители не пропускают, например, автомобиль скорой медицинской помощи, когда пациенту необходима срочная госпитализация. Или наоборот, когда машина с маячками влетает на перекресток на красный и становится виновником ДТП. Кто останется при этом крайним и дают ли маячки возможность избежать ответственности?

Совсем недавно в Санкт-Петербурге произошел просто вопиющий случай: автовладелец не пропускала машину скорой помощи, которая доставляла в медучреждение ребенка с сердечным приступом. Причем хозяйка автомобиля просто вышла из машины и наблюдала за происходящим, что вызвало бурю гнева у наблюдавших за этим жителей северной столицы России. Это, в свою очередь, породило некоторые инициативы со стороны чиновников, например, дать разрешение водителям автомобилей скорой медицинской помощи таранить авто, которые не дают проехать. Данная инициатива, скорее всего, законодательного закрепления не найдет, но что-то с этим надо делать.

Или, например, недавняя авария с участием автомобиля аварийной газовой службы, который на красный свет выехал на перекресток улиц Плеханова и Народной в Минске, что повлекло за собой серьезную аварию. Благо, обошлось без жертв, но стоило ли лететь на красный на полном ходу, ведь это могло стоить чьей-либо жизни? Да, маячки и звуковой сигнал, согласно ПДД, дают преимущество в движении, но пользоваться данным преимуществом нужно по правилам, о которых мы и поговорим.

Дорожный беспредел?

Итак, как следует из п.26 ПДД, при приближении транспортного средства оперативного назначения с включенным маячком синего цвета водители, независимо от направления движения, обязаны уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд такому автомобилю.

Водители машин с маячками, в свою очередь, могут отступать от соблюдения некоторых пунктов ПДД, но есть одно чрезвычайно важное обстоятельство – они обязаны при этом обеспечить безопасность дорожного движения. Увы, но под словом «безопасность» некоторые водители оперативных машин понимают всё что угодно, только не безопасность, полагая, что включенные маячки – это право на дорожный беспредел.

ПДД говорят, что безопасность дорожного движения – это состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности и ДТП. Что такое минимальная вероятность и какими величинами она измеряется и, главное, что должен конкретно сделать водитель машины с маячками, мы в этом определении не видим ни слова.

Но есть такой документ, как постановление Совмина №439 «Об утверждении инструкции о порядке использования транспортными средствами оперативного назначения специальной звуковой сигнализации». В этой инструкции сказано, что включение сигнализации должно производиться заблаговременно в зависимости от обстановки, чтобы другие участники дорожного движения имели возможность принять меры в соответствии с ПДД. И, что самое важное, при этом водитель специального автомобиля обязан убедиться, что другие участники дорожного движения восприняли подаваемые сигналы и приняли необходимые меры предосторожности.

Применительно к аварии с машиной службы «104» в Минске полагаем, что водитель необходимых мер не принял и в безопасности своего маневра не убедился, как и не убедился в том, что другие участники дорожного движения его сигналы понимают. Это лишь наше частное мнение, так как расследование инцидента еще не завершено, но, само собой, компетентные органы виновника ДТП определят.

Что еще необходимо отметить. При включенных маячках водитель спецтранспорта также обязан учитывать интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние транспортного средства, дорожные, погодные условия и иные факторы, снижающие видимость дороги в направлении движения.

В общем условий, при которых автомобиль с маячками имеет право отступать от положений ПДД, предостаточно. И сами маячки – это не индульгенция от наказания за совершенную аварию. Как, например, в этом случае, когда в Бресте автомобиль ГАИ, выехав на перекресток на красный сигнал светофора, столкнулся с автомобилем такси. Но потерпевшим водитель гражданского авто стал не сразу, пришлось изрядно «попотеть».

Кому и когда с маячком можно

Теперь о том, в каких случаях водители оперативного транспорта имеют право использовать сигнализацию.

Автомобили МВД

Водитель специальных транспортных средств МВД имеет право применять сигнализацию при выполнении неотложных оперативных или служебных заданий в случаях:

  • следования к месту совершения преступлений, правонарушений, происшествий, ДТП, массовых беспорядков, возникновения групповых хулиганских проявлений;
  • срабатывания охранной сигнализации;
  • преследования, задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, правонарушения, совершившего побег из-под стражи, конвоя, охраны, в том числе скрывающегося на транспортном средстве, не выполнившего требований об остановке;
  • доставки в медучреждения пострадавших;
  • сопровождения транспортных средств;
  • обозначения мест ДТП;
  • следования к месту производства неотложных процессуальных действий;
  • остановки транспортных средств.

Автомобили скорой помощи

Водители специальных транспортных средств скорой (неотложной) медицинской помощи имеют право применять сигнализацию в случаях:

  • следования на экстренный вызов бригады скорой (неотложной) медицинской помощи;
  • доставки в организации здравоохранения пациентов и пострадавших, нуждающихся в экстренной госпитализации;
  • оказания скорой (неотложной) медицинской помощи пациентам и пострадавшим на проезжей части дороги или в стоящем на дороге автомобиле скорой (неотложной) медицинской помощи.

Автомобили аварийной службы

Водители специальных транспортных средств аварийной службы применяют сигнализацию при следовании к месту проведения аварийно-спасательных работ, ликвидации аварии, угрожающей жизни и здоровью граждан, с момента поступления информации о происшествии.

Правила дорожного движения должны выполнять все, в том числе водители специального транспорта. И они должны понимать, что от требований правил дорожного движения они могут отступать, но только по правилам, как бы сумбурно это ни звучало.

А что касается ответственности автовладельцев, которые из принципа либо еще по каким-либо неведомым причинам не пропускают машину скорой медицинской помощи, к ним, видимо, нужно применять более серьезные меры.

Статья 18.13 КоАП
10. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения по обеспечению беспрепятственного проезда транспортного средства оперативного назначения влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до одного года или без лишения.

И лишать «прав» в этом случае нужно не «до одного года», а, видимо, сразу на год. При повторном – на два, при неоднократном – пожизненно. Тогда, может, дойдет?