Одним из обязательных условий приема на работу в качестве водителя, особенно если это касается перевозки пассажиров, является стаж вождения. Многие считают, что такой стаж исчисляется с момента выдачи в ГАИ водительского удостоверения, но это не совсем так.

Наш читатель Алексей недавно решил попробовать себя в качестве водителя такси. Всё бы да ничего, но одна история в его биографии внесла коррективы в такие планы.

«Водительское удостоверение я получил почти пять лет назад, тогда мне было 20 лет. По молодости совершил ошибку – попался за рулем в нетрезвом виде, хотя полагал, что следов «вчерашнего праздника» на следующее утро не будет. Это оказалось фатальной ошибкой – меня лишили «прав» на три года. Это преследует меня до сих пор, хотя срок лишения уже прошел, и я смог вернуть себе право управлять автомобилем. Было тяжело, процедура не простая, но это уже совсем другая история, как говорится. Я же о другом.

Решил устроиться на работу водителем такси. Заполнил анкету и передал ее потенциальному работодателю. «Позвоните через два дня» – посоветовала мне девушка, занимавшаяся кадровыми вопросами в организации. Когда я позвонил, сказали, что моя кандидатура не подошла. Это стало для меня неожиданностью. Я, естественно, спросил, не история ли с лишением «прав» стала для этого основанием? Но наказание я отбыл и права восстановил, всякое бывает в жизни. Главное, что выводы для себя я сделал: вообще не употребляю алкоголь. У меня стажа почти пять лет, а для работы в такси, как мне сказали, нужно два года. В ответ я услышал, что причина – недостаток стажа вождения. Это удивительно, я же уже почти пять лет, как права получил, а тут такое. Спорить не стал, пойду к другим на работу, благо предложений пруд пруди. Но в целом ситуация для меня выглядит странной. Кто здесь прав?»

Чтобы разобраться в этой истории, для начала обратимся к постановлению Совмина №972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров».

«К выполнению автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси допускаются водители не моложе 20 лет, имеющие право управления транспортными средствами категории В и общий стаж управления автомобилем не менее двух лет. Стаж работы в качестве водителя автомобиля подтверждается при приеме его на работу трудовой книжкой, а при необходимости – справками о периоде работы, службы с предыдущих мест работы, заверенными копиями приказов или трудовых договоров (контрактов). Стаж управления автомобилем подтверждается водительским удостоверением».

По возрасту Алексей подходит, категория В у него есть, и получена она пять лет назад, но загвоздка в другом.

Как следует из другого постановления Совмина №838 «О порядке исчисления водительского стажа», водительский стаж исчисляется от даты предоставления права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной соответствующей категории. Но есть одно «но» (дословно из данного документа):

«В водительский стаж не входит срок лишения права управления транспортным средством, самоходной машиной, а также время от даты исчисления срока действия водительского удостоверения до получения нового».

Такие вот дела. Срок, на который Алексей был лишен прав, – а это три года – в водительский стаж не включается. Не хватило, как выяснилось, нескольких месяцев до «настоящих» двух лет. Так что пока водителем такси ему не стать, и виноват в этом он сам.