Иван Кришкевич
27 Февраля 2023
Все новости /
Авторынок
Или вот еще один пример: самый доступный электрокар Dacia Spring при выходе на рынок весной 2021 года предлагался по цене от 16.990 евро, но сейчас начальный ценник на эту модель во Франции – от 20.800 евро.
То, что новые автомобили в Европе становятся дороже, отмечают и в других странах. Так, согласно базе данных ADAC, средние цены на все модели, модификации и варианты оснащения, предлагаемые в Германии, выросли с 44.908 евро в 2017 году до 53.525 евро в июле 2022-го. Это соответствует увеличению на внушительные 19%.
В исследовании отмечается, что основными причинами складывающейся ситуации стал дефицит полупроводников, а также события в Украине, повлиявшие как на нарушение логистических цепочек, так и на рост стоимости энергоносителей. Но есть и еще одна составляющая: некоторые производители просто перестали предлагать недорогие варианты моделей, то есть малокомплектные и со слабыми двигателями. Вместо этого промышленность сосредотачивается на прибыльных версиях и моделях с более высокой маржинальностью.
В качестве примера приводится Volkswagen Golf: в 2021 году за начальную 90-сильную версию на немецком рынке надо было отдать 20.700 евро, но осенью 2022-го вы бы не нашли Golf дешевле 29.560 евро. Да, эта версия сама по себе дороже, поскольку оснащена 130-сильным двигателем. Но даже если такой вам не нужен, более доступных вариантов попросту нет, а заплатить придется почти в полтора раза больше. Та же история с Polo, который теперь стоит не менее 19.925 евро, а еще в 2021-м предлагался от 15.995 евро.
Но даже если сравнивать одни и те же варианты исполнения, приходится констатировать, что цены растут. ADAC приводит примеры, как изменилась стоимость автомобилей, сравнивая цены на одни и те же модификации в 2021 и 2022 годах. Например, тот же Golf с двигателем 1.5 TSI подорожал на 10,3%, Dacia Sandero Stepway – на 19,9%, а Skoda Octavia 1.0 TSI – на 10,9%. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в более высоком ценовом сегменте. Всего за год базовая цена на электрический Ford Mustang Mach-E выросла примерно на 10.000 евро: с 46.900 евро до 56.500 евро – это более 20%!
В том числе из-за ужесточения экологических требований. Они влияют на стоимость автомобилей на некоторых европейских рынках уже прямо сейчас. Например, в этом году во Франции пересмотрели верхний порог по выбросам СО: если они превышают 122 г/км, уже начисляются штрафы для производителей. И если до 130 г/км цифры еще приемлемые (210 евро), то затем сумма начислений за каждый проданный автомобиль серьезно возрастает. Например, экологический штраф Peugeot 3008 PureTech 130 EAT8 увеличится с 898 евро в 2022 году до 1386 евро в 2023-м.
А дальше только больше. Автопроизводители предупреждают: введение норм Евро-7 переживут далеко не все модели. Даже не дожидаясь этого стандарта, компании отказываются от дизельных двигателей, но говорят о том, что и бензиновые моторы станут дороже, ведь их придется оснащать дополнительными устройствами, например, сажевым фильтром. Или внедрять гибридные силовые установки. Частичная электрификация позволяет поднять экологичность авто, но увеличивается их стоимость. И если в случае с дорогими моделями это не так критично, то в малых классах и массовом сегменте подобное увеличение себестоимости сразу отразится на конечных ценах.
Как раз из-за увеличения себестоимости на грани выживания оказывается европейский сегмент А, о чем мы в свое время рассказывали. Например, Peugeot 107 и Citroёn C1 уже ушли с европейского рынка, впрочем, Toyota все же вывела Aygo третьего поколения. Хэтчбек получил приставку Х и стал похож на маленький кроссовер, но сохранил 72-сильный "атмосферник" безо всяких электродовесков – и при этом стал заметно дороже. Интересно, что будет, если (когда) введут Евро-7…
Маржинальность ситикаров для производителей и так невысока, а если цены будут расти, то смысл в подобных моделях вовсе исчезает, поскольку практически за те же деньги логичнее взять автомобили В-класса.
Проблема в том, что и они начинают исчезать с рынка! Так, компания Kia уже сообщила о том, что Rio в Европе продаваться не будет, за него останется сопоставимый по размерам кроссовер Stonic. Но в Германии Rio стоит от 17.590 евро, а Stonic – от 21.650 евро. Теперь за вход в корейский В-сегмент придется изрядно доплатить.
Аналогичная история и с Ford. "Голубой овал" со слезами на глазах сообщил, что расстается с любимой Fiesta, мол, не покупают (странно, почему тогда одноклассник Peugeot 208 разлетается на европейском рынке как горячие пирожки, но это совсем другая история). Так вот, Fiesta в той же Германии стоит от 20.350 евро, а Puma – от 27.400 евро. И если вы думаете, что уж лучше Focus за такие деньги, так он тоже уходит с европейского рынка!
Mercedes-Benz и Audi также решили отказаться от ряда начальных моделей. При этом они прямо заявляют о том, что главная причина – увеличить ценность бренда и зарабатывать больше на высокомаржинальных моделях. Как известно, свято место пусто не бывает: в высвободившуюся нишу компактных легковых автомобилей и кроссоверов тут же пойдут производители массовых брендов, мечтающие прибавить в премиальности и прибыльности. И все это означает постепенный рост цен, ведь фраза "да за эти деньги я лучше Mercedes куплю" уже работать не будет. Не купите, потому что самый доступный Mercedes будет стоить уже значительно дороже.
Дешевыми они точно не будут. Сейчас Volkswagen работает над начальной моделью электрокара, который заменит его Up!, а по сути, и Polo с ДВС. Он должен появиться в 2025 году. И если раньше начальная стоимость этой модели оценивалась в 20.000 евро, то уже называется 22.500 евро. Но до дебюта еще два года, так что начальный ценник еще может быть пересмотрен.
Запрет на продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на европейском рынке запланирован с 2035 года, но большинство производителей планирует электрифицировать свой модельный ряд задолго до этого. Можно предположить, что электрические версии будут заметно дороже аналогичных по классу ДВС-моделей, по крайней мере при текущей стоимости батарей и существующем развитии технологий.
Замещение уже происходит. Посмотрите на Renault Megane E-Tech, который в конечном итоге заменил обычный Megane и стоит во Франции от 46.500 евро. Пока еще в продаже имеются гибридные версии модели четвертого поколения по цене от 42.550 евро.
А ведь 2035 год способен привести и резкому скачку стоимости автомобилей – вот момент, когда автопроизводители будут распродавать последние партии моделей с двигателями внутреннего сгорания. Ведь после этого таких (новых) уже не будет, а электрические версии, во-первых "совсем другие", во-вторых, наверняка будут дороже. Ажиотаж может здорово подстегнуть цены…
Вы скажете: нам-то что, мы "бэушку" из Европы как тягали, так и будем тягать. Все так, но фокус в том, что "вторичка" всегда ориентируется на ситуацию на рынке новых автомобилей. Если становятся дороже они, с чего бы оставаться дешевыми подержанным машинам?
Так что цены на автомобили, что новые, что не очень, будут постепенно расти, причин для этого на европейском рынке предостаточно. А главное – складываются предпосылки для того, чтобы эта тенденция сохранялась в дальнейшем. Даже если временные факторы вроде дефицита полупроводников будут решены.
Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!