Цены растут

Весьма показательную инфографику не так давно опубликовал французский L'argus: цены на новые автомобили выросли настолько, что всего за четыре года количество моделей, которые можно купить за 15.000 евро, сократилось почти в шесть раз! В 2017-м таких было 42, в 2023-м – лишь 7. Раньше за эту сумму можно было взять компактный автомобиль, даже кроссовер Dacia Duster, а теперь он стоит от 16.999 евро.

Или вот еще один пример: самый доступный электрокар Dacia Spring при выходе на рынок весной 2021 года предлагался по цене от 16.990 евро, но сейчас начальный ценник на эту модель во Франции – от 20.800 евро.

То, что новые автомобили в Европе становятся дороже, отмечают и в других странах. Так, согласно базе данных ADAC, средние цены на все модели, модификации и варианты оснащения, предлагаемые в Германии, выросли с 44.908 евро в 2017 году до 53.525 евро в июле 2022-го. Это соответствует увеличению на внушительные 19%.

В исследовании отмечается, что основными причинами складывающейся ситуации стал дефицит полупроводников, а также события в Украине, повлиявшие как на нарушение логистических цепочек, так и на рост стоимости энергоносителей. Но есть и еще одна составляющая: некоторые производители просто перестали предлагать недорогие варианты моделей, то есть малокомплектные и со слабыми двигателями. Вместо этого промышленность сосредотачивается на прибыльных версиях и моделях с более высокой маржинальностью.

В качестве примера приводится Volkswagen Golf: в 2021 году за начальную 90-сильную версию на немецком рынке надо было отдать 20.700 евро, но осенью 2022-го вы бы не нашли Golf дешевле 29.560 евро. Да, эта версия сама по себе дороже, поскольку оснащена 130-сильным двигателем. Но даже если такой вам не нужен, более доступных вариантов попросту нет, а заплатить придется почти в полтора раза больше. Та же история с Polo, который теперь стоит не менее 19.925 евро, а еще в 2021-м предлагался от 15.995 евро.

Но даже если сравнивать одни и те же варианты исполнения, приходится констатировать, что цены растут. ADAC приводит примеры, как изменилась стоимость автомобилей, сравнивая цены на одни и те же модификации в 2021 и 2022 годах. Например, тот же Golf с двигателем 1.5 TSI подорожал на 10,3%, Dacia Sandero Stepway – на 19,9%, а Skoda Octavia 1.0 TSI – на 10,9%. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в более высоком ценовом сегменте. Всего за год базовая цена на электрический Ford Mustang Mach-E выросла примерно на 10.000 евро: с 46.900 евро до 56.500 евро – это более 20%!

И вырастут еще больше

В том числе из-за ужесточения экологических требований. Они влияют на стоимость автомобилей на некоторых европейских рынках уже прямо сейчас. Например, в этом году во Франции пересмотрели верхний порог по выбросам СО: если они превышают 122 г/км, уже начисляются штрафы для производителей. И если до 130 г/км цифры еще приемлемые (210 евро), то затем сумма начислений за каждый проданный автомобиль серьезно возрастает. Например, экологический штраф Peugeot 3008 PureTech 130 EAT8 увеличится с 898 евро в 2022 году до 1386 евро в 2023-м.

А дальше только больше. Автопроизводители предупреждают: введение норм Евро-7 переживут далеко не все модели. Даже не дожидаясь этого стандарта, компании отказываются от дизельных двигателей, но говорят о том, что и бензиновые моторы станут дороже, ведь их придется оснащать дополнительными устройствами, например, сажевым фильтром. Или внедрять гибридные силовые установки. Частичная электрификация позволяет поднять экологичность авто, но увеличивается их стоимость. И если в случае с дорогими моделями это не так критично, то в малых классах и массовом сегменте подобное увеличение себестоимости сразу отразится на конечных ценах.

А дешевых моделей будет все меньше

Как раз из-за увеличения себестоимости на грани выживания оказывается европейский сегмент А, о чем мы в свое время рассказывали. Например, Peugeot 107 и Citroёn C1 уже ушли с европейского рынка, впрочем, Toyota все же вывела Aygo третьего поколения. Хэтчбек получил приставку Х и стал похож на маленький кроссовер, но сохранил 72-сильный "атмосферник" безо всяких электродовесков – и при этом стал заметно дороже. Интересно, что будет, если (когда) введут Евро-7…

Маржинальность ситикаров для производителей и так невысока, а если цены будут расти, то смысл в подобных моделях вовсе исчезает, поскольку практически за те же деньги логичнее взять автомобили В-класса.

Проблема в том, что и они начинают исчезать с рынка! Так, компания Kia уже сообщила о том, что Rio в Европе продаваться не будет, за него останется сопоставимый по размерам кроссовер Stonic. Но в Германии Rio стоит от 17.590 евро, а Stonic – от 21.650 евро. Теперь за вход в корейский В-сегмент придется изрядно доплатить.

Аналогичная история и с Ford. "Голубой овал" со слезами на глазах сообщил, что расстается с любимой Fiesta, мол, не покупают (странно, почему тогда одноклассник Peugeot 208 разлетается на европейском рынке как горячие пирожки, но это совсем другая история). Так вот, Fiesta в той же Германии стоит от 20.350 евро, а Puma – от 27.400 евро. И если вы думаете, что уж лучше Focus за такие деньги, так он тоже уходит с европейского рынка!

И "премиум" туда же

Mercedes-Benz и Audi также решили отказаться от ряда начальных моделей. При этом они прямо заявляют о том, что главная причина – увеличить ценность бренда и зарабатывать больше на высокомаржинальных моделях. Как известно, свято место пусто не бывает: в высвободившуюся нишу компактных легковых автомобилей и кроссоверов тут же пойдут производители массовых брендов, мечтающие прибавить в премиальности и прибыльности. И все это означает постепенный рост цен, ведь фраза "да за эти деньги я лучше Mercedes куплю" уже работать не будет. Не купите, потому что самый доступный Mercedes будет стоить уже значительно дороже.

А дальше – только "электрички"

Дешевыми они точно не будут. Сейчас Volkswagen работает над начальной моделью электрокара, который заменит его Up!, а по сути, и Polo с ДВС. Он должен появиться в 2025 году. И если раньше начальная стоимость этой модели оценивалась в 20.000 евро, то уже называется 22.500 евро. Но до дебюта еще два года, так что начальный ценник еще может быть пересмотрен.

Запрет на продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на европейском рынке запланирован с 2035 года, но большинство производителей планирует электрифицировать свой модельный ряд задолго до этого. Можно предположить, что электрические версии будут заметно дороже аналогичных по классу ДВС-моделей, по крайней мере при текущей стоимости батарей и существующем развитии технологий.

Замещение уже происходит. Посмотрите на Renault Megane E-Tech, который в конечном итоге заменил обычный Megane и стоит во Франции от 46.500 евро. Пока еще в продаже имеются гибридные версии модели четвертого поколения по цене от 42.550 евро.

А ведь 2035 год способен привести и резкому скачку стоимости автомобилей – вот момент, когда автопроизводители будут распродавать последние партии моделей с двигателями внутреннего сгорания. Ведь после этого таких (новых) уже не будет, а электрические версии, во-первых "совсем другие", во-вторых, наверняка будут дороже. Ажиотаж может здорово подстегнуть цены…

Вторичный рынок последовательно повторяет

Вы скажете: нам-то что, мы "бэушку" из Европы как тягали, так и будем тягать. Все так, но фокус в том, что "вторичка" всегда ориентируется на ситуацию на рынке новых автомобилей. Если становятся дороже они, с чего бы оставаться дешевыми подержанным машинам?

Так что цены на автомобили, что новые, что не очень, будут постепенно расти, причин для этого на европейском рынке предостаточно. А главное – складываются предпосылки для того, чтобы эта тенденция сохранялась в дальнейшем. Даже если временные факторы вроде дефицита полупроводников будут решены.

Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!