Почти минивэн

Третье поколение Zafira известно не только как «С», но и как Tourer – именно такую приставку модель получила, чтобы дистанцироваться от Zafira B, производство которой продолжалось до 2014 года. То есть обе генерации выпускались параллельно около трех лет!

Сама же Zafira третьего поколения пробыла в производстве восемь лет – с 2011-го по 2019-й. Сначала ее выпускали в немецком Бохуме, затем – в Рюссельхайме. Кроме того, в 2012-2015 годах сборка модели для российского рынка осуществлялась в Калининграде.

Третье поколение переехало на платформу GM Delta II (Opel Astra J, Chevrolet Cruze) и по сравнению с предшественницей стало заметно крупнее: длина увеличилась на 20 см, колесная база – почти на 6 см. Фактически в третьем поколении Zafira приблизилась к среднеразмерным минивэнам.

Ирония в том, что при этом Zafira перестала быть трехрядной уже в базовом исполнении. В отличие от двух предыдущих поколений начальные версии были 5-местными, а дополнительные места предлагались в более высоких комплектациях или в качестве опции – имейте это в виду при выборе подержанного автомобиля!

Обновление модели провели в 2016 году – именно тогда она и лишилась приставки Tourer, ведь Zafira В уже сняли с производства. Изменения в дизайне и интерьере оказались в стиле Astra K, а еще автомобиль получил улучшенное оснащение и более совершенное оборудование.

Третье поколение Zafira стало последним в концепции, заданной самой первой моделью. Ведь формальным наследником является уже не компактвэн, а, по сути, микроавтобус Zafira Life на базе Citroёn Jumpy / Peugeot Expert.

Дизель и «механика»

Подавляющее число Zafira Tourer, представленных на нашем вторичном рынке, – с дизельным двигателем и механической коробкой передач. Бензиновые версии практически так же немногочисленны, как и заводские метановые CNG (то есть счет идет на единицы, а не десятки экземпляров), да и двухпедальных машин к продаже предлагается немного.

А диапазон цен широк. Так, самые недорогие экземпляры ранних лет выпуска (как раз преимущественно бензиновые и метановые) выставлены за $11.000-13.000. За $14.000-16.000 можно взять как версию до рестайлинга, так и после него – в большей степени цена зависит от заявляемого состояния и варианта исполнения. Ну а самые дорогие – дизельные 2,0-литровые автомобили последних лет выпуска (2017-2019 г.в.) в богатом оснащении. За такие просят $17.000-20.000, причем есть предложения с ценой и выше!

Долговечна снаружи и внутри

Zafira С выглядит солидно, но важно, что она готова сохранять такое впечатление даже после многих лет эксплуатации. Взять, например, салон, материалы отделки которого хорошо противостоят возрасту, а функциональное оборудование демонстрирует приличную надежность даже на машинах ранних лет выпуска.

Конечно, совсем без проблем не обходится. Например, в свое время владельцы жаловались на неисправности мультимедийной системы, а также ксеноновых фар, по последнему вопросу была даже отзывная кампания. Также имел место массовый отзыв автомобилей из-за риска возгорания по причине неисправности системы отопления.

И всё равно по части салона и кузова автомобиль можно смело назвать долговечным. Лакокрасочное покрытие достаточно крепкое, сколы появляются нечасто и «зацветать» не спешат, и вообще стойкость к коррозии хорошая. Это, конечно, не отменяет тщательного осмотра перед покупкой, да и дополнительный антикор желателен. Но следить за кузовом Zafira C намного проще, чем в случае с иными немецкими одноклассниками.

Выбор всё еще остается

Увеличившись в размерах и прибавив в оснащении, Zafira С стала заметно тяжелее предшественницы – в среднем на 200 кг. Так, снаряженная масса самой легкой из модификаций – 1500 кг, а полная – 2150 кг. Если же говорим про 2,0-литровую дизельную версию, то она весит 1680 и 2445 кг соответственно. И под такую весовую категорию нужны соответствующие двигатели.

Напомним, что бензиновые версии встречаются нечасто. И если хотите наиболее простой и недорогой в содержании вариант, поищите 1,8-литровый атмосферный мотор на 140 л.с. (18XER) – 115-сильный вариант на тяжелой машине будет работать на износ. Да, у него не очень надежные модули зажигания, датчики и вообще электрооборудование, но в целом он преподносит минимум проблем, а их решение обойдется дешево. Главное – не экономить на масле, ведь фазовращатели этого не любят.

Те же 140 л.с. развивает и 1,4-литровый турбомотор (A14NET), но у него крутящий момент выше будет. Есть еще версия на 120 л.с, но в ней тоже смысла немного. В свое время этот малолитражный двигатель отметился случаями разрушения поршней, а некоторые владельцы жалуются и на повышенный расход масла. Но на фоне современных моторов 1.4 Turbo выглядит не так уж плохо, да и сконструирован он для необременительной эксплуатации: чугунный блок, распределенный впрыск, гидрокоменсаторы, цепной (но, конечно, отнюдь не вечный) привод ГРМ.

В общем, не самый плохой мотор, но при выборе и эксплуатации такого автомобиля стоит быть начеку. При этом лучше отдать предпочтение моделям после 2013 года выпуска – у ранних версий имелись свои недостатки вроде недолговечной помпы, неудачного уплотнительного кольца коленвала, да и массовый маховик на этих моторах мог потребовать преждевременной замены. Впрочем, описанные выше проблемы решались путем сервисных кампаний.

В третьем поколении Zafira сохранила и газовые модификации: 1.4 Turbo ecoFlex (140 л.с.) работает на сжиженном нефтяном газе пропан-бутане (LPG), 1.6 4Turbo ecoFlex (150 л.с.) – на сжатом природном газе метане (CNG). Про опыт эксплуатации второго варианты мы в свое время рассказывали. Стоит заметить, что двигатель Z16XNT отличается от бензиновых аналогов оригинальными поршнями, клапанами и седлами клапанов, а также отдельными системами впрыска природного газа и бензина. И не забудем про необходимость периодической поверки баллонов.

Были в линейке и бензиновые двигатели 1.6 Turbo SIDI мощностью 170 или 200 л.с. Их особенности – непосредственный впрыск топлива, балансирные валы, малоинерционная турбина, отсутствие гидрокомпенсаторов, цепной привод ГРМ. Последний не очень долговечен, как и цепь балансирных валов. Также считается не очень надежной система охлаждения, а риски перегрева в целом высоки. На некоторых моторах отмечались случаи разрушения поршней. В общем, если хочется больше тяги и мощности, лучше отдать предпочтение дизельным версиям.

Zafira Tourer ранних лет выпуска оснащались различными модификациями 2,0-литровых моторов СDTI серии A20 мощностью от 110 до 165 л.с. На автомобилях до 2013 года существует риск проворота коренных вкладышей из-за масляного голодания. Виновниками называют заклинивший редукционный клапан масляного насоса или же износ уплотнительного кольца между ним и маслоприемником. Так что, если речь идет о машинах ранних лет выпуска, важно уточнить, выполнялись ли работы по замене уплотнительного кольца и клапана.

Есть и другие недостатки. Например, неисправные вихревые заслонки во впускном тракте, зависающая дроссельная заслонка, утечки масла из теплообменника и, конечно же, вопросы по EGR и сажевому фильтру (если они еще не удалены). На Zafira С ставили и двигатель 2.0 CDTI BiTurbo (A20DTR) мощностью 195 л.с. У него своя топливная система с пьезофорсунками и двойной последовательный наддув. В целом всё сложнее и дороже, чем на обычных версиях, так что стоит дважды подумать, прежде чем связываться с подобной версией.

Более поздние Zafira оснащались моторами серий B20 и D20 (170 л.с.), они уже лишены проблем по части системы смазки, основные вопросы пока связаны с «экологией».

С 2013 года на автомобиль начали устанавливать и 1,6-литровый CDTI (120-136 л.с.). У него алюминиевый блок и цепной привод ГРМ со стороны маховика. Вот как раз он оказался не очень долговечным, служит порядка 130-150 тыс. км, а его замена из-за повышенной трудоемкости (приходится или вывешивать мотор, или снимать коробку) обходится недешево.

Ну и напомним, что, помимо сажевого фильтра, у этого двигателя имеется система впрыска мочевины, которая со временем тоже готова подкинуть проблем. В общем, не самый дешевый в содержании вариант. С другой стороны, это один из самых распространенных агрегатов на автомобилях Opel последних лет выпуска, так что сервисная база по нему уже создана.

Коробки

За исключением 1,8-литровой версии, на которую ставили 5-ступенчатую «механику», остальные модификации Zafira С оснащали 6-ступенчатыми МКПП M32 и F40. К моменту появления модели большинство вопросов по М32 было решено, хотя всё равно при пробной поездке стоит прислушаться и убедиться, но нет шума от подшипников. Ну и помним про дорогой двухмассовый маховик.

6-ступенчатые автоматические коробки – производства GM. В зависимости от модификации это будет 6T40, 6T45 или AF40, являющаяся, по сути, разновидностью Aisin Warner TF-81. В любом случае проблемы одни и те же: не очень эффективная система охлаждения допускает риск перегрева, а гидроблок чувствителен к чистоте масла. Особенно остро обе проблемы стоят в случае с мощными версиями, где сама по себе нагрузка на коробку выше, как и интенсивность накопления продуктов износа фрикционов в масле.

Так что в случае с 2,0-литровыми дизелями, особенно при агрессивном вождении или буксировке прицепов, межсервисные интервалы лучше сокращать.

Всё просто, но местами шумно

Схема подвесок такая же, как у Astra J: стойки McPherson спереди и балка, дополненная механизмом Уатта, сзади. От «Астры» же достались и характерные постукивания тормозных суппортов на ходу. Иногда посторонние звуки при работе издают и амортизаторы, и сочленения в механизме Уатта, но сама по себе ходовая часть довольно крепкая, а запчасти недорогие. Ну а если предыдущие владельцы использовали грузопассажирские возможности автомобиля по полной, не удивляйтесь просевшим пружинам.

Наш вердикт

Крепкий кузов, долговечный салон, недорогая в содержании подвеска – сильные стороны модели. 6-ступенчатые механические коробки проблем тоже преподносить не должны, но замена сцепления может быть недешевой из-за двухмассового маховика, так что выбор в пользу «автомата» тоже имеет смысл, особенно если предыдущие владельцы не «отжигали» и за машиной следили.

Вот с моторами сложнее. Бензиновые или слабые, или потенциально проблемные. Дизельные сложные, при этом тоже не эталон надежности. Всё же рекомендуем 2,0-литровую дизельную версию свежих лет выпуска. Да, она будет дороже в покупке, но вы не будете испытывать дискомфорт из-за вечного недостатка мощности. А по части топливной экономичности и стоимости содержания почти ничего не переплатите.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!