В Индии уже 25 лет ежегодно проводятся гонки для слепых и слабовидящих. «Как так?» – спросите вы. За руль из соображений безопасности участников не пускают, зато им предоставляется возможность побыть полноценными штурманами. Подать заявку на участие в соревнованиях может любой желающий. Экипаж состоит из двух человек – водителя и непосредственно штурмана. Первый не знает ничего о маршруте, второй, не имея возможности вести машину самостоятельно, должен правильно сориентировать водителя в пространстве. Маршруты написаны шрифтом Брайля, который слабовидящие участники как раз отлично понимают.

Каждый год ралли проводится в разных городах: так сложнее и в то же время интереснее, ведь каждое такое соревнование – маленькое приключение с возможностью завести новых друзей. Маршрут никому заранее не известен: участники получают его непосредственно перед началом заездов. Более того, даже команды формируются посредством жеребьевки, чтобы экипажи менялись каждый год.

Кроме того, в отличие от других ралли экипажам запрещено превышать скорость – безопасность на первом месте. Попытаться нарушить можно, но, во-первых, далеко не факт, что штурман успеет правильно сориентироваться, во-вторых, за слишком раннее пересечение финишной черты могут и оштрафовать. Получить штраф можно и за сход с маршрута, а это обычное дело.

Ежегодно мероприятие собирает до 100 экипажей. Гонка длится порядка 5-6 часов, за которые участники проезжают около 70-80 км. Есть и контрольные точки с заездом в какие-либо значимые для местности места. По меркам зрячих водителей это совсем немного, но с учетом специфики – достаточно серьезное расстояние. Маршруты разнообразны, иногда сориентироваться на местности может быть не так легко даже зрячему водителю. Вот что говорил один из участников гонок в интервью:

– Ралли – это не только удовольствие, но и серьезное дело, требующее хорошей командной работы. Важно установить контакт со своим партнером, чтобы лучше понимать друг друга. Перед ним нет дороги – она перед вами. Если тебе говорят повернуть налево через 30 метров, нужно посчитать, будут это на самом деле 30 метров или вообще 35, смотря по какому участку дороги вы едете. На маршруте мы обычно теряемся много-много раз. Если такое происходит, необходимо вернуться на последнюю контрольную точку и повторить всё заново. И вот в такие моменты можно попытаться ускориться, чтобы нагнать темп.

Идея соревнований на самом деле достаточно изящна. Она не ставит целью сделать кого-то профессионалом либо еще какие-то другие эгоистичные задачи. В первую очередь организаторы стараются привнести новые ощущения в жизнь слабовидящих и наладить между ними и зрячими людьми как можно больше контактов. Глупо отрицать тот факт, что люди с какими-то физическими недостатками часто оказываются изолированными от остального общества.

Награды для победителей хоть и предусмотрены, но всё равно это далеко не тот масштаб, который присущ традиционным гонкам: богатые не становятся из-за этого еще богаче. У доходов, полученных от гонок, более благородная цель – они передаются слабовидящим и малообеспеченным семьям с детьми. Да и для самих участников гонок всё это не проходит зря: часто таким образом люди находят работу, заводят друзей или просто делают или получают пожертвования.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!