Милиция: "С приходом каршеринга ситуация с угонами несколько изменилась"

"За 7 месяцев текущего года в столице зарегистрировано 109 угонов транспортных средств, в 2021-м их был 41. Все преступления этого и прошлого года были раскрыты, – отметили в ГУВД Мингорисполкома. – Если судить по цифрам, то на первый взгляд может показаться, что у нас произошел значительный рост числа преступлений данного вида. На самом деле из 109 угонов 63 – это угоны каршеринговых авто, которые участились последнее время в столице. Молодые люди, используя чужие аккаунты, арендуют транспортные средства и совершают неправомерные поездки. Такие действия в соответствии с законодательством квалифицируются как угон. То есть это не классический угон, который совершается путем проникновения, взлома и поездки на чужой автомашине. Здесь нарушения выявляют каршеринговые компании и сообщают об этом в милицию. Так, 20-летний житель Фрунзенского района, не имеющий права управления транспортными средствами, использовал подложный аккаунт и за 2 месяца совершил 47 угонов каршеринговых автомашин. В отношении молодого человека были возбуждены уголовные дела.

Если говорить о классических угонах, до этого года самыми "популярными" авто, которые угоняли злоумышленники, были старенькие "жигули" и иномарки, выпущенные до 2000 года, без чип-ключей, не оборудованные заводской сигнализацией. Сейчас в связи с тем, что более половины случаев угонов – это угоны каршеринговых авто, наиболее часто угоняемыми машинами стали те, которые используют фирмы по кратковременной аренде, то есть Volkswagen.

Зачастую на руку угонщикам играет беспечность владельцев транспортных средств. Например, владелица автомобиля Mitsubishi припарковала авто во дворе жилого дома и, не обнаружив его на месте, позвонила в милицию. Сотрудниками иномарка без следов взлома была обнаружена недалеко от дома, где ее оставляла владелица. Выяснилось, что женщина не закрыла дверь в авто, где находилась ее сумочка с запасными ключами, которыми и воспользовался злоумышленник. Угонщиком оказался 28-летний житель Столбцовского района, его задержали.

Еще один водитель оставил свой Volvo XC60 с запущенным двигателем возле бокса СТО и отлучился на несколько минут. Проходивший мимо 26-летний парень увидел заведенную машину и решил прокатиться, после чего оставил ее в одном из дворов. Сотрудники милиции нашли автомобиль и задержали подозреваемого".

В милиции отмечают, что, как правило, хищения происходят ночью в плохо освещенных местах, во дворах жилых домов и на неохраняемых стоянках. Поэтому лучше ставить автомобили на охраняемых стоянках, где есть камеры видеонаблюдения. Нельзя оставлять в салоне авто ключи и документы, следует также проверять исправность запирающих устройств. Хорошей профилактикой против угонов и краж станет установка охранных систем. К примеру GPS-сигнализация с трекером может стать серьезным препятствием на пути преступников.

Примером, насколько полезной может быть установка охранной сигнализации, может служить следующий случай. Минчанин оставил на стоянке Toyota Land Cruiser 200, а утром обнаружил, что машина стоит не вдоль, а поперек дороги, к тому же у нее разбито заднее стекло. Преступники завели авто, но уехать не смогли. Проехав несколько метров, машина остановилась и "отказывалась" заводиться, так как сработал иммобилайзер. На его поиск и разблокировку злоумышленники не стали тратить время и скрылись. Так что можно с уверенностью сказать, что дополнительные меры защиты от угонов работают.

"80 процентов автомобилистов устанавливают сигнализации для комфорта, а не для защиты"

Те или иные средства защиты от чужих посягательств есть в любом автомобиле, и чем моложе машина, тем они сложнее. Даже в старых "жигулях" имеется блокировка руля, а выпущенные в 1990-х авто уже оборудовались иммобилайзерами и ключами с программируемым чипом, то есть определенным ключом можно было завести определенный автомобиль. Со временем системы доступа в авто и их запуска становились все более сложными, появилась возможность управлять автомобилем дистанционно, но суть осталась прежней – ключ подает сигнал, который распознается блоком конкретного автомобиля.

Но штатные системы даже самых новых и современных авто не могут полностью защитить транспорт от "чужаков", поэтому те автомобилисты, которые особенно переживают за сохранность своего транспорта, пользуются дополнительными средствами.

Бесплатный и примитивный, тем не менее действенный способ защиты автомобиля от угона, которым пользовалось старшее поколение, – снять аккумулятор. С одной стороны, способ эффективный, так как вряд ли угонщики или случайный прохожий, вздумавший покататься, носят с собой батарею. С другой стороны, этот способ не применишь к свежим автомобилям, где съем аккумулятора достаточно сложен и чреват последствиями в виде "отвязки" ключей, проблем с компьютером и т.д. Да и владельцам старых автомобилей может надоесть таскать в дом тяжелую батарею, поэтому если и пользоваться данным способом, то только если вы оставляете автомобиль на длительное время на неохраняемой парковке.

Платный, но бюджетный способ дополнительной защиты – замки на руль и/или педали. Стоят такие устройства от 50 до 100 рублей и обеспечивают защиту только механически – фиксируют руль к приборной панели или крепятся на педали, не позволяя ее нажать. Пользуются этими приспособлениями, как правило, владельцы автомобилей постарше. По словам продавцов, эти средства будут достаточно эффективными для защиты таких авто от нетрезвых прохожих, которые спонтанно решат воспользоваться чужим транспортом. Профессиональные угонщики справятся с механизмами за считаные минуты.

Самым лучшим способом защиты от профессиональных угонщиков может стать установка дополнительного защитного комплекса, или иммобилайзера, с возможностью отслеживания местоположения автомобиля, или как минимум установка GPS-маячка. Способов реализации при установке комплекса немало: некоторые устройства не дают запустить двигатель, если не видят поблизости сигнала от брелока, другие требуют от водителя выполнить какие-то неочевидные действия – нажать на скрытую кнопку и т.д., третьи не препятствуют запуску двигателя, а глушат его через какое-то время после начала движения. Кроме того, современные сигнализации позволяют не только защитить автомобиль, но и дистанционно управлять некоторыми функциями: заводить и глушить двигатель, управлять подогревом сидений, руля и т.д. Как рассказывают сотрудники фирм, которые занимаются установкой подобных комплексов, белорусские автомобилисты в 80-90% случаев ставят их для комфорта, а не для защиты.

"90 процентов клиентов, которые устанавливают у нас сигнализации, делают это для того, чтобы иметь функцию автозапуска автомобиля или дистанционного управления центральным замком, – рассказывает автоэлектрик СТО "Бора-Авто" Владимир. – И только 10 процентов просят дополнительно установить какую-либо степень защиты типа блокировки реле, замков и т.д. То есть систему устанавливают в основном для комфорта. Некоторые обращаются из-за неисправности основного модуля: их автомобиль оборудован штатными дистанционным замком, и если выходит из строя "родной" блок, владельцы просят установить новый модуль – он работает почти так же, как и штатный, а стоит дешевле".

Для установки сигнализации с целью охраны обращаются владельцы разных авто – каких-то распространенных марок и моделей специалисты мастерских не называют. Что касается установки системы с целью комфорта, то обычно приезжают владельцы автомобилей, у которых только закончилось гарантийное обслуживание: люди давно собирались установить ту или иную функцию, но не хотели "слететь" с гарантии.

Что касается производителей, то наиболее популярны в Беларуси сигнализации StarLine и Pandora, из бюджетных вариантов – Centurion. Сигнализации могут иметь GSM-модуль, то есть позволяют подключать к системе "симку" и управлять автомобилем из любой точки планеты, или не иметь такой возможности, и тогда связь между машиной и управляющим устройством будет поддерживаться на расстоянии полутора-двух километров.

Функционал каждой сигнализации можно настраивать исходя из предпочтений владельца, комплексы имеют до 500 различных настроек: сила удара, от которого сработает сигнализация, громкость "сирены" и т.д. Сигнал о возможных противоправных действиях в отношении авто может приходить на брелок или мобильный телефон владельца. Поэтому от звуковых эффектов большинство автомобилистов отказывается, чтобы не беспокоить соседей. Есть системы со встроенным микрофоном в салоне, многие можно настроить так, что они будут включать видеорегистратор при ударе автомобиля, – очень полезная функция на парковке, так как может помочь узнать, кто поцарапал припаркованный автомобиль. Кроме того, белорусские автовладельцы выбирают возможность отслеживания местоположения автомобиля и дистанционного управления некоторыми функциями, отказываясь от различных блокировок.

"Установка блокировок, например, чтобы дистанционно заглушить двигатель автомобиля, у нас не является популярной, – рассказывает Денис, руководитель сервиса "АCDCсервис". – Наоборот, многие просят убрать это реле, чтобы не иметь в будущем проблем, если, например, сигнализация выйдет из строя из-за перепада напряжения или поломки брелока. А вот у пригнанных из России машин блокировок очень много, и новые владельцы часто обращаются, чтобы их отключить. На самом деле такие сигнализации нельзя назвать достаточными для качественной защиты автомобиля, так как профессиональные угонщики могут примерно знать, где находится реле, могут определить местоположение блока, замкнуть его и поехать. Более удачны с точки зрения защиты системы с радиореле, которое связывается с блоком по радиоканалу и может быть спрятано в любом месте".

Стоит ли отключать сигнализацию, установленную прежним владельцем, при покупке автомобиля? Специалисты по установке считают, что если система связана с мобильным телефоном прежнего владельца, то ее лучше деактивировать, чтобы избежать ситуаций, когда человек продает машину с целью ее последующего угона. Что касается срока службы охранной системы, в среднем производители дают гарантию на установленные системы 3-5 лет.

"У каждой системы защиты есть срок службы, как у запчасти в авто есть ресурс. По истечении этого срока надежность и скорость работы системы могут снизиться", – отмечают специалисты.

Если говорить о стоимости охранной системы и ее установки, то она зависит от производителя, требуемых функций, автомобиля и многих других параметров. По словам сотрудников, которые занимаются установкой систем сигнализации, чем старше автомобиль, тем дороже установка на него охранной системы и больше времени займет, так как будет больше вмешательств в проводку автомобиля. В среднем установка сигнализации с двусторонней связью на автомобиль 2014 г.в. обойдется в 250-330 рублей, сам комплект будет стоить около 650 рублей, то есть в общей сложности автомобилист отдаст за охрану и дополнительный комфорт от 850 до 1000 рублей 

А если застраховать?

Еще один вариант защитить себя от неприятности – оформить страховку КАСКО с получением компенсации за возможный угон. Мы поинтересовались в нескольких страховых компаниях стоимостью данной услуги для автомобиля Geely Emgrand 7, выпущенного в 2019 году. В одной из страховых нам озвучили предварительную стоимость страховки КАСКО без выезда за границу 900 долларов в год, в другой минимальная стоимость при первичном страховании у них оказалась 450 долларов.

Перевозки автовозом в базе объявлений Автобизнеса